RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 58463-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматизированные системы управления освещением автомобильных дорог и тоннелей. Требования к регулированию освещения"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 31 июля 2019 г. N 438-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ТОННЕЛЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОСВЕЩЕНИЯ

Roads and tunnels lighting automatic control systems.
Requirements for lighting control

ГОСТ Р 58463-2019

ОКС 93.080.30

Дата введения
1 января 2020 года

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И. Вавилова" (ООО "ВНИСИ") при участии рабочей группы в составе А.В. Сибрикова, А.И. Киричка, д.т.н., проф. А.А. Сапронова, к.т.н. А.Ю. Никуличева, О.Т. Зотина
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2019 г. N 438-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы регулирования освещения автомобильных дорог и тоннелей (далее - дорог и тоннелей).
Настоящий стандарт не распространяется на аварийное освещение тоннелей, а также на мониторинг освещения дорог и тоннелей.
Классификация дорог установлена в ГОСТ 33382.
Настоящий стандарт применяют при проектировании, эксплуатации и реконструкции осветительных установок дорог и тоннелей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 32144 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения
ГОСТ Р 56334 Тоннели автодорожные. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета
ГОСТ Р 58107.1 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета
ГОСТ Р 58462 Автоматизированные системы управления освещением автомобильных дорог и тоннелей. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228 и ГОСТ Р 58462, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 интенсивность движения: Число транспортных средств, проходящих в час через поперечное сечение полосы движения в часы пик.
3.1.2 канал связи: Совокупность технических средств и тракта (среда, кабель, проводная линия и т.д.) для передачи сообщений на расстояние.
3.1.3 подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.1.4 пороговая зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.1.5 переходная зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к пороговой зоне и заканчивающийся в том месте, где яркость дорожного покрытия спадает до 3-кратной величины яркости внутренней зоны.
3.1.6 пункты питания; ПП: Территориально распределенные пункты электропитания освещения дорог с техническими средствами, предназначенными для автоматизации технологических процессов контроля и управления осветительными установками, регулирования параметров осветительных установок, а также для обеспечения связи, контроля и управления объектами нижнего уровня при их наличии.
3.1.7 расстояние безопасного торможения, м: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в состояние полной остановки, которое определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства.
3.1.8 транспортная зона тоннеля: Часть тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталами.
3.1.9 яркость адаптации L20, кд·м-2: Средняя яркость в коническом поле зрения, стягиваемого углом 20° с вершиной в месте расположения глаза подъезжающего водителя и с направленной на центр входного портала тоннеля осью.
Примечание - Яркость адаптации L20 определяют применительно к точке, расположенной на расстоянии безопасного торможения от входного портала тоннеля в середине, соответствующей проезжей части или полосы движения транспорта.

3.1.10 байпас-обход: Функция в электронном устройстве, позволяющая выполнить коммутацию входного сигнала непосредственно на выход, в обход всех функциональных блоков.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ДП - диспетчерский пункт;
ИС - источник света;
ОП - осветительный прибор;
ОУ - осветительная установка;
ПП - пункт питания;
ПТК - программно-технический комплекс;
СД - светодиод;
УУ - устройство управления;
ЭмПРА - электромагнитный пускорегулирующий аппарат;
ЭПРА - электронный пускорегулирующий аппарат;
PLC - технология телепередачи сигнала по силовой линии.

4 Параметры регулирования освещения дорог

4.1 К параметрам регулирования освещения дорог относят среднюю яркость  и среднюю освещенность  дорожного покрытия, нормы которых установлены в ГОСТ Р 58107.1.
4.2 Допускается в ночное время для дорог со средней яркостью  не менее 1 кд/м2 или средней освещенностью  не менее 10 лк снижение нормируемых параметров регулирования освещения:
- на 30% - при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимального значения;
- 50% - при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимального значения.
4.3 Не допускается регулирование освещения по критерию уменьшения интенсивности движения в местах, требующих повышенного внимания участников дорожного движения:
- на пересечениях дорог в одном и разных уровнях на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания;
- на наземных пешеходных переходах и подъездах к ним на расстоянии не менее 100 м от границ пешеходных переходов;
- в местах пересечения дорог с путепроводами, трубопроводами, линиями электропередачи, мостами, иными инженерными сооружениями и конструкциями на расстоянии не менее 100 м от границ таких пересечений;
- в местах организации кругового движения автомобильного транспорта на расстоянии не менее 100 м от границ таких мест;
- в местах пересечения дорог с железнодорожными переездами на расстоянии не менее 250 м от границ железнодорожных переездов;
- в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий;
- на участках дорог, обозначенных знаками "крутой поворот", "крутой спуск", "крутой подъем", "конец автодороги" ("тупик") на расстоянии не менее 100 м от границ таких участков;
- на обгонных полосах съезда и выезда, примыкающих к дорогам на расстоянии не менее 100 м от границ полос;
- на мостах, эстакадах, путепроводах, их участков въезда и съезда на расстоянии не менее 100 м от границ таких сооружений;
- на участках сужений дорог на расстоянии не менее 100 м от границ таких участков;
- на участках проведения строительных и ремонтных работ на расстоянии не менее 100 м от границ участков;
- в местах размещения стационарных постов дорожно-патрульной службы на расстоянии не менее 100 м от постов;
- в местах размещения пунктов взимания оплаты на расстоянии не менее 100 м от границ пунктов оплаты.
4.4 Допускается регулирование освещения в местах, перечисленных в 4.3, для обеспечения нормативных параметров освещения в течение всего срока эксплуатации ОП.

5 Параметры регулирования освещения тоннелей

5.1 Нормы параметров освещения тоннелей должны соответствовать ГОСТ Р 56334.
5.2 Регулирование параметров освещения тоннелей проводят для дневного и ночного режима работы.
В дневном режиме работы при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала более 100 лк в транспортной зоне тоннеля выделяют четыре яркостные зоны: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездом в тоннель - подъездную яркостную зону.
В ночном режиме работы при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала менее 100 лк формируют одноуровневую яркостную зону на всем протяжении транспортной зоны тоннеля.
В климатических зонах, где в темное время суток при отсутствии облачности, тумана и других естественных погодных условий при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала более 100 лк, регулирование освещения тоннелей рекомендуется производить согласно требованиям дневного режима работы.
5.3 К параметрам регулирования освещения в дневном режиме относят:
- среднюю яркость дорожного покрытия в пороговой зоне Lth;
- продольное распределение яркости дорожного покрытия в переходной зоне Ltr;
- среднюю яркость дорожного покрытия во внутренней зоне Lin;
- среднюю яркость дорожного покрытия в выездной зоне Lex.
5.4 Регулирование освещения в дневном режиме проводят в пороговой и переходной зоне тоннеля в зависимости от уровня яркости адаптации L20 в подъездной зоне в заданный момент времени.
При регулировании освещения в пороговой зоне значение отношения Lth/L20 должно соответствовать установленному в ГОСТ Р 56334.
Регулирование освещения в переходной и пороговой зоне проводят одновременно таким образом, чтобы отношение Ltr/Lth было постоянным.
5.5 Регулирование освещения в ночном режиме на протяжении всего тоннеля проводят по средней яркости дорожного покрытия.
5.6 Для обеспечения плавного регулирования и сохранения задаваемых параметров светового потока рекомендуется обеспечивать стабилизацию питающего напряжения ОП применением регуляторов-стабилизаторов или устройств стабилизации питающего напряжения (или оптимизаторов напряжения) перед регулятором, подключенным к распределительной сети освещения тоннелей. Рекомендуется для СД и разрядных ИС при плавном регулировании использовать "шаг" не более 10%.
Примечания
1 Под плавным регулированием понимается результат управляющего воздействия регулятора в течение задаваемого промежутка времени, когда в допустимом диапазоне регулирования параметров светового потока ОП (от минимума до максимума) выполняется заданное количество шагов, направленных на понижение или повышение значений параметров регулирования путем изменения значений напряжения/тока/мощности, которое при визуальном восприятии водителем не создает эффекта ослепления, приводящего к нарушению ориентации или к наблюдению резкого изменения светового потока.
2 Под ступенчатым регулированием понимается быстрое изменение светового потока (более чем 10%), которое может наблюдаться визуально, и включение/отключение части ИС в ОП или отдельных модулей ОП при его модульной конструкции в том случае, если для УУ СД или ЭПРА предусмотрены только функции включения/отключения всего ОП или его части.

5.7 При отсутствии фотометрических датчиков изменение режима работы ОУ тоннеля с применением регуляторов проводят по годовому графику смены дневного и ночного режимов или по сигналу (появлению напряжения в каскадной цепи) при отключении/включении освещения.
5.8 Для дневного и ночного режимов работы предусмотрены следующие технологические состояния системы регулирования:
- нормальное - все технологические параметры сетей освещения тоннеля находятся в пределах нормы;
- анормальное - не все технологические параметры находятся в пределах нормы, и это может создать определенные проблемы при эксплуатации дорожной инфраструктуры тоннеля или для участников дорожного движения, но это еще не приводит к возникновению устойчивых аварийных ситуаций в работе программно-технических средств, коммуникаций, электрооборудования, конструкций или ОУ, а также аварийных ситуаций для участников дорожного движения;
- аварийное - как минимум один технологический параметр выходит за нормируемые пределы, что вызывает устойчивые сбои или повреждения (дефекты), отказы (нарушения работоспособного состояния) в работе комплексов технических средств, ПТК, коммуникаций, электрооборудования или ОУ, что, в свою очередь, создает реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций для участников дорожного движения, нарушения и/или перерывы в контроле и мониторинге технологических и производственных процессов;
- диагностическое (тестовое) и аварийно-диагностическое - проведение полной или выборочной проверки технологических параметров на их соответствие нормируемым значениям.
Примечание - Аварийно-диагностическое технологическое состояние применяется в том случае, когда параметры регулирования контролируются и анализируются системой для целей диагностики неисправностей ОП. Продолжительность его кратковременна - не более 1 мин для каждого ОП при снижении его мощности не более чем на 50% в ночном режиме. В дневном режиме время, необходимое для проведения диагностики, может иметь произвольное значение.

5.9 Любой из режимов освещения может сопровождаться различными режимами соответствия технологическим нормативам и состояниям.

6 Требования к регулированию освещения дорог и тоннелей

6.1 Способы, режимы и технические средства регулирования освещения

6.1.1 Способы регулирования освещения дорог и тоннелей подразделяются:
- на групповой - регулирование только параметров линий освещения вне зависимости от количества ОП и ИС и без контроля ОП и ИС;
- индивидуальный - регулирование и/или контроль параметров отдельных ОП и/или ИС.
6.1.2 В зависимости от выбранных технических средств регулирования применяются следующие режимы:
- плавное регулирование (рекомендуется как основной);
- ступенчатое регулирование.
6.1.3 Технические средства регулирования обеспечены реализацией способов и режимов регулирования освещения дорог и тоннелей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Способы, режимы и технические средства регулирования
освещения дорог и тоннелей

Техническое средство регулирования Способ регулирования Режим регулирования
Групповой Индивидуальный Ступенчатый Плавный
Групповые регуляторы со встроенными регуляторами напряжения, средствами
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!