RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 58555-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Экспертно-комбинированный метод регулирования водопользования"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 сентября 2019 г. N 786-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКСПЕРТНО-КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Expert combined method of water use regulation

ГОСТ Р 58555-2019

ОКС 13.060.50

Дата введения
1 мая 2020 года

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" (ФГБУ РосНИИВХ) и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 343 "Качество воды"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2019 г. N 786-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Разработка настоящего национального стандарта обусловлена введением Федеральных законов [1], [2], распоряжений Правительства РФ [3], [4].
Целью разработки настоящего стандарта является внедрение в Российской Федерации элементов экологической политики для сопровождения технологического регулирования водопользования с учетом принципов и практики, реализуемых в прогрессивно развитых странах путем внедрения в практику государственной водоохранной регулятивной функции единообразного методологического подхода, который основывается на балансе интересов технологических возможностей хозяйствующих субъектов и обоснованной целесообразности уровня сохранения состояния водных объектов.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на формирование и внедрение в Российской Федерации единообразных методологических подходов для внедрения государственной водоохранной регулятивной функции, основанной на балансе интересов технологических возможностей хозяйствующих субъектов и обоснованной целесообразности уровня сохранения состояния водных объектов с экологических позиций.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения научно-аналитического сопровождения государственной регулятивной функции путем внедрения следующих водоохранных механизмов:
- совершенствование институционального механизма технологического регулирования водопользования;
- комбинированный подход на основе комплексного сочетания экологического и технологического регламентирования водопользования;
- унифицированная оценка экологичности технологий, негативного воздействия сточных вод на водные объекты, качества сточных вод, качества природных вод;
- формирование единообразной системы регулирования технологических нормативов с экологических позиций и обоснование технологического нормирования или норм общего действия для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на водные объекты.
1.3 Настоящий стандарт устанавливает термины и определения комбинированного подхода, экспертно-комбинированного метода, понятия петли качества водоохранных действий, регулятивного механизма водопользования.
1.4 Настоящий стандарт предназначен для:
- государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в полномочия которых входят задачи мониторинга, контроля, экспертизы, защиты, сохранения, реабилитации водных объектов от негативного воздействия сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием производственных сточных вод, подлежащих государственному учету и регулированию и отводимых (сбрасываемых) в водные объекты;
- научных, проектных и иных организаций, предоставляющих услуги в области сохранения и реабилитации поверхностных водных объектов.
1.5 Настоящий стандарт рекомендуется использовать экологическим службам хозяйствующих субъектов при подготовке всех видов документации, относящейся к сфере использования поверхностных водных объектов при оценке негативного воздействия сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод, образующихся в результате хозяйственной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт
ГОСТ Р 57074 Оценка эффективности водоохранной деятельности
ГОСТ Р 57075 Методология и критерии идентификации наилучших доступных технологий водохозяйственной деятельности
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1

вред окружающей среде: Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. [[5], статья 1]
3.2 детерминационный анализ воды: Диагностика качества вод (технологий по качеству сточных вод) на основе сокращенного перечня аналитов-маркеров, характеризующих определенные типы негативного воздействия и обоснованных статистическим анализом результатов расширенных испытаний состава вод (сточных вод), преобразованных в комплексные критерии путем максимального сжатия информации относительно шкалы "норма-патология" с экологических позиций.
3.3 импактный мониторинг качества вод: Мониторинг качества воды водных объектов (по базовому показателю антропогенной нагрузки) и, при необходимости, фаз состояния водных экосистем в смежных створах, зонах и на участках локальных антропогенных воздействий на основе детерминационного анализа, необходимого и достаточного для объективного экспертного заключения о качестве воды водного объекта и состоянии его экосистемы с экологических позиций.
3.4

истощение вод: Постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. [[6], статья 1]
3.5 комбинированный подход: Практика государственного регулирования водопользования, обеспечивающая для всех категорий объектов негативного воздействия предупреждение/предотвращение процесса деградации водных экосистем путем сочетания гидрохимического и биотического регламентирования обязательных условий водопользования в совокупности с использованием наилучших доступных технологий (НДТ) и эффективного экономического механизма рентабельного водопользования на основе соблюдения баланса уровня затрат на внедрение водоохранных мероприятий и платежей за загрязнение.
3.6

наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. [[5], статья 1]
3.7

состояние водного объекта: Характеристика водного объекта по совокупности его количественных и качественных показателей применительно к видам водопользования. [ГОСТ 17.1.1.01-77, пункт 45]
3.8

экологическое благополучие водного объекта: Нормальное воспроизведение основных звеньев экологической системы водного объекта. Примечание - К основным звеньям относятся пелагические и придонные ракообразные и рыбы.  [ГОСТ 17.1.1.01-77, пункт 46]
3.9

экологическая задача: Детализированное требование к результативности, применимое к организации или ее части и являющееся следствием установленных экологических целей, которое должно определяться и выполняться для достижения этих целей. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.3]
3.10

экологический норматив: Критерий качества состояния элементов защищенности окружающей среды [воздуха, воды (в том числе и донных отложений), почвы, недр], позволяющий в виде показателя свести комплексную экологическую ситуацию к нескольким числовым значениям. Примечания 1 При выполнении требований природоохранного права в экологической политике экологическим нормативам в стратегии сохранения и защиты окружающей среды принадлежит ключевая роль. 2 Как правило, роль показателей выполняют нормативные значения предельно допустимых выбросов, сбросов и концентраций.  [ГОСТ Р 56828.15-2016, пункт 2.216]
3.11

экологическая политика: Общие намерения и направление деятельности организации, распространяющиеся на экологическую результативность, которые были официально определены высшим руководством. Примечание - Экологическая политика определяет структуру для принятия необходимых мер и установления экологических целей и экологических задач.  [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.1]
3.12

экологическая система (экосистема): Объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией. [ГОСТ Р 57007-2016, пункт 2.141]
3.13

экологическая цель: Общий показатель окружающей среды, который согласуется с экологической политикой и который организация решила достичь. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.2]
3.14 экспертно-комбинированный метод: Система и практика государственного регулирования водопользования, основанная на нормативно-методических документах, обеспечивающих получение экспертами объективных заключений по обязательным условиям водопользования на основе данных импактного мониторинга и научно-разработанных методик (инструментария) унифицированной оценки эффективности водоохранной деятельности хозяйствующего субъекта.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЕВ - единица воздействия;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ИТК - индекс трофической комплектности водной экосистемы;
КЭР - комплексное экологическое разрешение;
НДТ - наилучшая доступная технология;
НОД - нормы общего действия;
ОНВ - объект негативного воздействия;
ТОСВО - текущая оценка состояния водного объекта;
СКИОВО - схема комплексного использования и охраны водных объектов;
БВУ - бассейновые водные управления;
ГОИВ - гигиеническое обучение и воспитание;
ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза;
ЦЭП - целевые экологические показатели;
ПДКрх - предельно допустимая концентрация вещества для водоемов рыбохозяйственного назначения;
ЦПндт - целевой показатель наилучших доступных технологий.

5 Экспертно-комбинированный метод регулирования водопользования

5.1 Методология регулятивного механизма

Методологию регулятивного механизма определяют основные принципы системы экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001.
Петля качества действий (применительно к водохозяйственной деятельности) представлена в приложении А. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001 методологию системы экологического менеджмента представляют в виде концепции циклических действий "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (см. приложение Б) с завуалированными экологическими аспектами, что и реализуется в настоящее время при государственной программе технической модернизации производств - внедрении НДТ. Основные элементы петли качества должны обладать следующими свойствами: объективность, прозрачность, доступность общественности, тесная взаимосвязь с экологической оценкой (см. приложение В).
На основе положений [7] методологию регулирования водопользования основывают на унифицированной единообразной системе оценки на основе метода условной водоемкости (см. приложение Г) при регламентировании:
- технологий;
- негативных воздействий;
- качества сточных вод;
- качества природных вод;
- антропогенной нагрузки.
Основными необходимыми элементами реализации научно-аналитического сопровождения государственной функции регулирования водопользования и разработки единообразного нормирования (регулирования) сбросов при экономии финансовых ресурсов являются следующие:
- актуализация системы государственного мониторинга вод и реализация обязательной ТОСВО по ограниченному обоснованному перечню аналитов-маркеров при подготовке документов на получение КЭР;
- разработка объективного инструментария оценки негативного воздействия объектов хозяйственной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 57075, эффективности водоохранной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 57074;
- формирование эколого-экономического механизма регулирования водопользования.

5.2 Основные методологические положения экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования

Комбинированный метод регулирования водопользования предполагает сопряженное использование любых целесообразных практик и технологий,
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!