RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 58400.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 июня 2019 г. N 345-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАРКИ

Automobile roads of general use.
Petroleum-based bitumen binders.
The procedure for determination of the brand

ГОСТ Р 58400.3-2019

ОКС 93.080.20

Дата введения
1 июля 2019 года

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2019 г. N 345-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 86-2016

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий и оснований, и устанавливает порядок проведения испытаний и расчетов для определения марки битумного вяжущего согласно классификациям, установленным в ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ Р 58400.2.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33137 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ 33141 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда
ГОСТ Р 58400.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58400.5 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)
ГОСТ Р 58400.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения упругих свойств при многократных сдвиговых нагрузках (MSCR) с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.8 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)
ГОСТ Р 58400.9-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения низкотемпературных свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.10 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.11 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD
ГОСТ Р 58401.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58400.10, ГОСТ 33137, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1

расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя [design temperature (maximum and minimum) of layer]: Прогнозируемые эксплуатационные температуры (максимальная и минимальная) конструктивного слоя дорожной одежды. [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.3]
Примечание - Рекомендуется определение расчетных температур слоя по методикам в соответствии с приложением А. Допускается определение расчетных температур слоя в соответствии со специализированными документами, регламентирующими определение данных температур.

3.2

верхнее значение марки X (high temperature grade of the bitumen binder X): Значение, численно равное максимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего. [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.4]
3.3

нижнее значение марки Y (low temperature grade of the bitumen binder Y): Значение, численно равное минимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего. [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.5]
3.4

тип марки Z (traffic load grade of the bitumen binder): Тип марки битумного вяжущего, соответствующий максимально допустимому уровню транспортной нагрузки. [ГОСТ Р 58400.2-2019, пункт 3.7]
3.5 сдвиговая устойчивость : Показатель способности битумного вяжущего сопротивляться сдвиговым воздействиям, определяемый отношением комплексного модуля сдвига G* к синусу фазового угла .
3.6

температурный диапазон эксплуатации: Диапазон температур, в котором битумное вяжущее способно сохранять необходимые свойства. Примечание - Границы диапазона определяют верхним и нижним значениями марки битумного вяжущего. Ширину диапазона определяют разностью между верхним X и нижним Y значениями марки битумного вяжущего (R = X - Y).  [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.6]
3.7 температурные условия эксплуатации: Прогнозируемый диапазон рабочих температур конструктивного асфальтобетонного слоя дорожной одежды.
Примечание - Температурные условия эксплуатации определяют максимальной и минимальной расчетными температурами слоя.

3.8 суточные градусы Tсут, °C: Температуры, определяемые для календарных дней, в которые максимальные суточные температуры воздуха превышают 10 °C, и вычисляемые по формуле

Tсут = Tmax - 10, (1)

где Tmax - максимальная суточная температура воздуха, °C.
Примечание - Суточные градусы для дней, в которые максимальные суточные температуры воздуха не превышают 10 °C, принимают равными нулю.

3.9 годовые градусы Degree-Days, тыс. °C: Суммарное количество суточных градусов за все дни в период с мая по сентябрь включительно в одном календарном году.
3.10 критическая температура: Температура, при которой значение показателя достигает значения нормы.

4 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает правила определения или подтверждения марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ Р 58400.2.
Подготовку проб необходимо выполнять в соответствии с нормативными документами на методы проводимых испытаний.
При испытаниях для определения марки битумного вяжущего необходимо не менее 400 г исходного битумного вяжущего, при подтверждении марки битумного вяжущего необходимо не менее 250 г исходного битумного вяжущего.
Для испытаний используют следующие битумные вяжущие:
- исходное (несостаренное);
- состаренное в соответствии с ГОСТ 33140 (далее - RTFOT-вяжущее);
- состаренное в соответствии с ГОСТ Р 58400.5 (далее - PAV-вяжущее).
При получении PAV-вяжущего температуру старения выбирают в соответствии (по графе) с верхним значением марки битумного вяжущего X по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 или таблице 2 ГОСТ Р 58400.2-2019.
Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "температура вспышки" в соответствии с ГОСТ 33141.
Примечание - Если результат испытаний не соответствует требованиям по ГОСТ Р 58400.1 по данному показателю, то такое битумное вяжущее не может быть классифицировано.

Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "динамическая вязкость" в соответствии с ГОСТ 33137.
Примечание - Рекомендуется одновременно с началом испытаний на исходном битумном вяжущем начать процедуру старения по методу RTFOT и затем по методу PAV (сразу после определения температуры старения) для сокращения общего времени, необходимого для завершения всех работ. Необходимо получить достаточное количество состаренного материала для выполнения всех необходимых испытаний.

5 Порядок определения марки битумного вяжущего

5.1 Порядок определения марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1

5.1.1 Исходное битумное вяжущее испытывают в соответствии с ГОСТ Р 58400.10 начиная с температуры 58 °C, повышая или понижая температуру испытания с интервалами по 6 °C до тех пор, пока полученное значение  не превысит 1,00 кПа при понижении температуры или значение  не опустится ниже 1,00 кПа при повышении температуры. По полученным результатам определяют первое предварительное верхнее значение марки X1 битумного вяжущего как максимальное значение температуры испытания, при котором значение  не менее 1,00 кПа.
Примечание - Рекомендуется начинать испытания с температуры, соответствующей ориентировочному верхнему значению марки, если имеется информация о таком значении.

Далее определяют показатель "Изменение массы после старения" по ГОСТ 33140.
Примечание - Если значение данного показателя не соответствует требованиям ГОСТ Р 58400.1 к данному показателю, то такое битумное вяжущее не может быть классифицировано по данному стандарту.

5.1.2 RTFOT-вяжущее испытывают в соответствии с ГОСТ Р 58400.10. Начальная температура испытания соответствует предварительному верхнему значению марки X1. Повышают или понижают температуру испытания с интервалами по 6 °C до тех пор, пока полученное значение  не превысит 2,20 кПа при понижении температуры или не опустится ниже 2,20 кПа при повышении температуры. По полученным результатам определяют второе предварительное верхнее значение марки X2 битумного вяжущего, как максимальное значение температуры испытания, при котором значение  не менее 2,20 кПа.
Далее определяют верхнее значение марки X как наименьшее из предварительных значений марки X1 и X2.
5.1.3 PAV-вяжущее испытывают в соответствии с ГОСТ Р 58400.10, выбирая начальную температуру испытания в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Верхнее значение марки битумного вяжущего X 34 40 46 52 58 64 70 76 82
Начальная температура испытаний, °C 1 4 7 16 19 22 28 31 34

Примечание - Рекомендуется начинать испытания с температуры, соответствующей ориентировочному значению Tср, если имеется информация о таком значении.

Повышают или понижают температуру испытания с интервалом 3 °C до тех пор, пока не будет достигнуто минимальное значение температуры испытания Tср, при которой значение  будет не более 5000 кПа. Далее по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 необходимо определить первое предварительное нижнее значение марки Y1 как соответствующее (по графе) полученному значению температуры испытания Tср.
5.1.4 PAV-вяжущее испытывают в соответствии с ГОСТ Р 58400.8, выбирая начальную температуру испытания в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Верхнее значение марки битумного вяжущего X 34 40 46 52 58 64 70 76 82
Начальная температура испытаний, °C -30 -30 -24 -24 -18 -18 -12 -12 -12

Примечание - Рекомендуется начинать испытания с температуры, соответствующей (по графе) по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 ориентировочному нижнему значению марки, если имеется информация о таком значении.

Температуру испытания увеличивают или уменьшают с интервалом 6 °C до тех пор, пока не будет зафиксирована минимальная температура Tmin, при которой значение жесткости S будет не более 300 МПа и одновременно значение параметра m будет не менее 0,3.
Далее по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 определяют второе предварительное нижнее значение марки битумного вяжущего Y2, как соответствующее (по графе) полученной температуре испытания Tmin.
Допускается для определения второго предварительного нижнего значения марки битумного вяжущего Y2 вместо результатов испытаний по ГОСТ Р 58400.8 применение результатов испытаний по ГОСТ Р 58400.9 или ГОСТ Р 58400.11.
Если для определения второго предварительного нижнего значения марки битумного вяжущего Y2 применяют ГОСТ Р 58400.9, то проводят испытания PAV-вяжущего и определяют значения критических температур: Ts, при котором жесткость S = 300 МПа, и Tm, при котором параметр m = 0,300.
Далее определяют минимальную температуру T, при которой значение жесткости S будет не более 300 МПа и одновременно значение параметра m будет не менее 0,3, как наибольшее из значений температур Ts и Tm. Выбирают по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 наименьшее значение из температур испытания
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!