Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1645-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВИБРАЦИЯ
БАЛАНСИРОВКА НА МЕСТЕ РОТОРОВ БОЛЬШИХ И СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ
КРИТЕРИИ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Mechanical vibration. Balancing of medium
and large rotors in situ. Criteria and safeguards
(ISO 20806:2004, IDT)
ГОСТ ISO 20806-2013
МКС 21.120.40
Дата введения
1 ноября 2014 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД").
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 25 марта 2013 г. N 55-П).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
Украина UA Минэкономразвития Украины
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1645-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 20806-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2014 г.
5. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 20806:2004. Mechanical vibration - Criteria and safeguards for the in-situ balancing of medium and large rotors (Вибрация. Критерии и меры безопасности при балансировке на месте роторов больших и крупных размеров).
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 108 "Вибрация и удар" Международной организации по стандартизации (ISO).
Перевод с английского языка (en).
Степень соответствия - идентичная (IDT).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном Приложении ДА.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 20806-2007 "Вибрация. Балансировка на месте роторов больших и средних размеров. Критерии и меры безопасности".
6. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Балансировка представляет собой процесс проверки и, при необходимости, корректировки распределения масс ротора с целью добиться того, чтобы остаточный дисбаланс ротора, а также создаваемые им вибрация цапф (опор) ротора и силы, воздействующие на опору, не выходили за установленные пределы. Многие роторы перед установкой на собственные опоры уравновешивают на специальном балансировочном оборудовании. Если же балансировочное оборудование недоступно или в случаях, когда после установки ротора требуются дополнительные работы по его доводке, то применяют процедуры балансировки ротора на месте.
Балансировку на месте осуществляют в собственных опорах (подшипниках) ротора.
Преимуществом балансировки на месте является то, что ротор уравновешивают в рабочих условиях. При этом нет необходимости принимать во внимание как динамические свойства опор, так и влияние других частей валопровода. Существенными же недостатками данного метода являются ограниченность доступа к ротору, а также необходимость в процессе балансировки осуществлять пуски машины, на которой ротор установлен.
Ограниченность доступа может повлиять на выбор плоскостей коррекции, а необходимость пробных пусков машины может отрицательно сказаться на экономической эффективности ее эксплуатации. В случае сильно развитого дисбаланса ограничения на выбор плоскостей коррекции и корректирующих масс могут привести к тому, что ротор не удастся уравновесить в требуемой степени.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает руководство по применению методов балансировки роторов больших и средних размеров при их установке в собственных опорах на месте эксплуатации, включая определение условий испытаний, используемого оборудования, мер безопасности и способов представления результатов.
Настоящий стандарт может быть использован при заключении договоров на проведение балансировки.
Настоящий стандарт не устанавливает методы расчета корректирующих масс по результатам измерений вибрации.
Примечание. Несмотря на то, что настоящий стандарт распространяется только на роторы больших и средних размеров, основные принципы балансировки, установленные в нем, могут быть использованы также для балансировки роторов малых размеров при необходимости поддержания малого уровня вибрации и правильного распределения масс.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 1925:2001. Вибрация. Балансировка. Термины и определения
ISO 1940-1:2003. Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса
ISO 1940-2:1997. Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 2. Погрешности определения дисбаланса
ISO 2041:1990. Вибрация и удар. Термины и определения
ISO 2954:1975. Вибрация машин с возвратно-поступательным и вращательным движением. Требования к средствам измерений для оценки вибрационного состояния машин
ISO 7919 (все части). Вибрация. Оценка вибрационного состояния машин по результатам измерений вибрации на вращающихся валах
ISO 10814:1996. Вибрация. Подверженность и чувствительность машин к дисбалансу
ISO 10816 (все части). Вибрация. Оценка вибрационного состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях
ISO 10817-1:1998. Системы измерений вибрации вращающихся валов. Часть 1. Измерения относительной и абсолютной вибрации в радиальном направлении.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO 1925 и ISO 2041.
4. Балансировка на месте
4.1. Общие положения
При балансировке на месте корректирующие массы устанавливают на ротор в определенных доступных местах. В результате этой процедуры добиваются снижения колебаний вала или опоры до заданных пределов, чтобы обеспечить безаварийную работу машины в течение всего жизненного цикла.
Примечание. В некоторых случаях однократная балансировка машин, обладающих повышенной чувствительностью к дисбалансу, не может обеспечить низкое значение вибрации в течение всего срока эксплуатации. Это особенно справедливо, если машина работает на частоте, близкой к области острого резонансного пика (см. ISO 10814), а также если дисбаланс машины зависит от ее нагрузки.
Как правило, при использовании штатного оборудования на месте эксплуатации машины имеется меньше возможностей для измерений и обработки данных, чем при балансировке на специальном балансировочном оборудовании. Поэтому необходимость проведения балансировки на месте может потребовать использования дополнительного оборудования. Пуск ротора с установленными корректирующими массами потенциально опасен для персонала, что требует принятия специальных мер.
4.2. Основания для проведения балансировки на месте
4.2.1. Хотя отдельный ротор может быть удовлетворительно уравновешен на низкоскоростном или высокоскоростном балансировочном станке, после его установки на машину в составе валопровода может потребоваться проведение дополнительной балансировки. Это обусловливается разными условиями вращения ротора в реальной машине и на балансировочном станке, в том числе:
- разными динамическими характеристиками опор ротора на машине и балансировочном станке;
- неточностью сборки при установке ротора на машину;
- наличием элементов, которые не могут быть уравновешены до их сборки;
- изменением дисбаланса ротора в реальных условиях работы машины.
4.2.2. Балансировка на месте может потребоваться для компенсации изменений состояния ротора в процессе его эксплуатации, таких как:
- износ;
- утрата некоторых частей конструкции, например противоэрозионных лопастных наплавок;
- изменение взаимного расположения или замена частей ротора в процессе ремонта;
- смещение элементов валопровода (муфт, дисков газовых турбин, короткозамыкающих колец асинхронных двигателей).
Примечание. Обычно лопатки ротора устанавливают после их совместной балансировки, однако при замене некоторого числа лопаток уравновешенность ротора
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>