Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 сентября 2016 г. N 1228-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Railway track. Nomenclature of dependability
and functional safety indices
ГОСТ 33886-2016
МКС 13.110,
45.080
Дата введения
1 июня 2017 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр ТРАНСПРОЕКТ" (ООО "НТЦ ТРАНСПРОЕКТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2016 г. N 90-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2016 г. N 1228-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33886-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55443-2013
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные пути общего и необщего пользования и устанавливает для них номенклатуру показателей надежности и функциональной безопасности.
Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, разработчиками и строительными организациями (подрядчиками), участвующими в проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожного пути.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности
ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вероятность безопасной работы (железнодорожного пути): Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ железнодорожного пути не возникнет.
3.2 вероятность безотказной работы (железнодорожного пути): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ железнодорожного пути не возникнет.
3.3 вероятность опасного отказа (железнодорожного пути): Вероятность того, что в пределах заданной наработки железнодорожного пути возникнет хотя бы один опасный отказ.
3.4 вероятность отказа (железнодорожного пути): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ железнодорожного пути определенного вида.
3.5 время возврата к безопасному состоянию (железнодорожного пути): Среднее время до восстановления железнодорожного пути после опасного отказа.
3.6 гамма-процентный ресурс (железнодорожного пути): Ресурс железнодорожного пути, в течение которого железнодорожный путь не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.
3.7 гамма-процентный срок службы (железнодорожного пути): Срок службы, в течение которого железнодорожный путь не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.
3.8 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
Примечания
1 Термин приведен в соответствии с национальными стандартами и нормативными документам, действующими на территории государства, принявшего стандарт <1>.
2 В рамках настоящего стандарта под железнодорожным путем понимают участок железнодорожного пути заданной длины и конструкции и стрелочные переводы.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует Технический регламент ТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710.
3.9 интенсивность опасных отказов (железнодорожного пути): Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа железнодорожного пути, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени опасный отказ не возник.
3.10 интенсивность предотказов железнодорожного пути: Отношение числа предотказов железнодорожного пути за его наработку к значению этой наработки.
3.11 коэффициент готовности (железнодорожного пути): Вероятность того, что железнодорожный путь окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его применение по назначению не предусматривается.
3.12 коэффициент оперативной готовности (железнодорожного пути): Вероятность того, что железнодорожный путь окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его применение по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.
3.13 коэффициент простоя (железнодорожного пути): Вероятность того, что в произвольный момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода железнодорожного пути в неработоспособное состояние, кроме планируемых периодов, в течение которых применение железнодорожного пути по назначению не предусматривается.
3.14 коэффициент технической готовности (железнодорожного пути): Отношение времени нахождения железнодорожного пути в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.
3.15 наработка железнодорожного пути: Тоннаж, пропущенный по железнодорожному пути за определенный период времени.
3.16 опасный отказ (железнодорожного пути): Отказ железнодорожного пути, вследствие которого возникает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающий допустимый уровень риска.
3.17 отказ железнодорожного пути: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожного пути.
3.18 параметр потока отказов (железнодорожного пути): Отношение математического ожидания числа отказов железнодорожного пути за достаточно малую его наработку к значению этой наработки.
3.19 предотказ железнодорожного пути: Событие, при котором в результате прохода вагона-путеизмерителя установлено наличие отступлений от норм и допусков устройства и содержания железнодорожного пути второй и третьей степени.
3.20 среднее время до восстановления (железнодорожного пути): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожного пути до момента восстановления его работоспособного состояния.
3.21 среднее время простоя (железнодорожного пути): Математическое ожидание продолжительности неработоспособного состояния железнодорожного пути из-за возникновения его отказов и нахождения его на планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом ремонте.
3.22 средний ресурс (железнодорожного пути): Математическое ожидание ресурса железнодорожного пути.
3.23 средний срок службы (железнодорожного пути): Математическое ожидание срока службы железнодорожного пути.
3.24 средняя наработка до опасного отказа (железнодорожного пути): Математическое ожидание наработки железнодорожного пути до первого опасного отказа.
3.25 средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожного пути): Математическое ожидание наработки между действиями планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожного пути.
3.26 средняя наработка между видами планового ремонта (железнодорожного пути): Математическое ожидание наработки между действиями планового ремонта железнодорожного пути.
3.27 средняя наработка на отказ (железнодорожного пути): Отношение суммарной наработки железнодорожного пути к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
3.28 средняя продолжительность ремонта (железнодорожного пути): Математическое ожидание календарного времени проведения ремонта железнодорожного пути данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.
3.29 средняя продолжительность технического обслуживания (железнодорожного пути): Математическое ожидание календарного времени проведения технического обслуживания железнодорожного пути данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.
3.30 средняя суммарная продолжительность ремонта (железнодорожного пути): Математическое ожидание календарного времени проведения всех видов ремонта железнодорожного пути за определенные период эксплуатации или наработку.
3.31 средняя суммарная продолжительность технического обслуживания (железнодорожного пути): Математическое ожидание календарного времени проведения всех видов технического обслуживания железнодорожного пути за определенные период эксплуатации или наработку.
3.32 средняя суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов ремонта железнодорожного пути за определенные период эксплуатации или наработку.
3.33 средняя суммарная трудоемкость технического обслуживания (железнодорожного пути): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов технического обслуживания железнодорожного пути за определенные период эксплуатации или наработку.
3.34 средняя трудоемкость ремонта (железнодорожного пути): Математическое ожидание трудозатрат на проведение ремонта железнодорожного пути данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.
3.35 средняя трудоемкость технического обслуживания (железнодорожного пути): Математическое ожидание трудозатрат на проведение технического обслуживания железнодорожного пути данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.
3.36 удельная суммарная продолжительность ремонта (железнодорожного пути): Отношение средней суммарной продолжительности ремонта железнодорожного пути за определенную наработку к этой наработке.
3.37 удельная суммарная продолжительность технического обслуживания (железнодорожного пути): Отношение средней суммарной продолжительности технического обслуживания железнодорожного пути за определенную наработку к этой наработке.
3.38 удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости технического обслуживания железнодорожного пути за определенную наработку к этой наработке.
3.39 удельная суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости ремонта железнодорожного пути за определенную наработку к этой наработке.
3.40
функциональная безопасность: Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени. [ГОСТ 33432-2015, статья 3.1.29]
4. Общие положения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>