Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 августа 2017 г. N 820-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ)
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Best available techniques. Energy saving. The order
of definition of indicators energy efficiency
ГОСТ Р 56828.29-2017
ОКС 13.020.01
Дата введения
1 декабря 2017 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Индивидуальным предпринимателем "Боравский Борис Вячеславович"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2017 г. N 820-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настоящий стандарт учитывает положения европейского Справочника по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности. Февраль 2009 г. (Reference Document on Best Available Techniques for Energy Efficiency. February 2009).
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54195-2010
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В Российской Федерации проводится активная работа по повышению энергоэффективности во всех направлениях хозяйственной деятельности. Одним из инструментов решения этой задачи является внедрение системы энергетического менеджмента (СЭнМ).
Деятельность в области энергетического менеджмента требует постоянного внимания к вопросам использования энергии на промышленном предприятии в целях последовательного сокращения потребления энергии и повышения энергоэффективности основного производства и вспомогательных процессов, а также закрепления достигнутых результатов как на уровне управляющей компании, так и на уровне производственного объекта. Соответствующая СЭнМ предоставляет структуру и основу для оценки существующего уровня энергоэффективности, определения возможностей для развития и обеспечения постоянного совершенствования. За рубежом все действующие стандарты, программы и руководства в области менеджмента энергоэффективности (а также экологического менеджмента) содержат термин "постоянное совершенствование", подразумевающий, что менеджмент энергоэффективности является постоянным процессом, а не проектом, осуществление которого рано или поздно подходит к концу.
СЭнМ могут быть организованы различными способами, однако в большинстве случаев в их основе лежит принцип "планирование - осуществление - проверка - корректировка", который широко используют и в других сферах корпоративного менеджмента. Этот принцип представляет собой динамическую модель циклического характера, в которой завершение одного цикла становится началом следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" [1] и Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2] в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы, по повышению уровня энергоэффективности. При этом значительную роль должны сыграть информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ), разрабатываемые в соответствии с Распоряжением Правительства РФ [3]; в 2017 г. планируется к принятию информационно-технический справочник по НДТ "Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности".
Применение НДТ в промышленном производстве направлено на обеспечение оптимального сочетания экологических, экономических и энергетических показателей.
Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ [4] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности директив [5] - [7], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.
В Справочнике ЕС [8] содержится обширная информация по СЭнМ, включая обзор национальных стандартов, опыт государств - членов ЕС, где уже приняты стандарты по энергоэффективности и разрабатываются СЭнМ. Различие в терминах не влияет на то, что основная цель любой организации - добиваться повышения результативности (определяемой как степень реализации в производстве запланированной деятельности с достижения запланированных результатов) в области использования энергии путем разработки и внедрения СЭнМ (понимая энергоэффективность как взаимосвязь между достигнутым результатом и использованными энергетическими ресурсами).
Настоящий стандарт по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности разработан в целях облегчения анализа и мониторинга энергоэффективности, а также для обеспечения возможности выбора и внедрения хозяйствующими субъектами новейших отечественных и зарубежных технологий, в том числе наилучших доступных технологий (НДТ), обеспечивающих оптимальное сочетание энергетических, экологических и экономических показателей.
В общем виде показатель энергоэффективности - наиболее широко применяемый в промышленности показатель. В ряде действующих документов и стандартов применен термин "индикатор энергоэффективности", который устанавливают исходя из специфики предприятия. В этой связи в настоящем стандарте применен термин "показатель (индикатор) энергоэффективности".
Определение показателей (индикаторов) энергоэффективности проводят в рамках системы энергетического менеджмента.
Положения настоящего стандарта позволят целенаправленно и обоснованно вносить показатели (индикаторы) энергоэффективности в нормативные документы на энергопотребляющее оборудование и решать большое количество инженерно-технических, научно-исследовательских, технико-экономических задач, направленных на реализацию энергетической политики России в отношении:
- повышения энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования общепромышленного применения и технологических процессов;
- повышения энергетической эффективности ТЭР, расходующих свой накопленный (природный) или наведенный техногенными способами энергетический потенциал;
- уменьшения потерь ТЭР в хозяйстве;
- разработки нормативов энергосбережения ТЭР;
- планирования и управления энергосбережением ТЭР на всех стадиях жизненного цикла энергопотребляющего оборудования.
Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.
Предметом стандартизации является энергосбережение.
Аспектом стандартизации является порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок определения показателей (индикаторов) энергетической эффективности потребления ТЭР, которые оказывают существенное влияние на энергопотребление и энергосбережение со снижением негативной техногенной нагрузки на окружающую среду на основе применения наилучших доступных технологий в организации, хозяйствующем субъекте, предприятии, компании (далее - организация).
Настоящий стандарт распространяется на энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения (ГОСТ Р 51749), используемое при добыче, хранении, транспортировании, передаче, технологическом преобразовании традиционных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и возобновляемых ТЭР в хозяйственной деятельности в организациях различных форм собственности топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химико-лесного,
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>