Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 сентября 2011 г. N 415-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
УПРАВЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТЬЮ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Dependability in technics. Dependability management.
Maintenance and maintenance support
IEC 60300-3-14:2004
(NEQ)
ГОСТ Р 27.601-2011
Группа Т59
ОКС 21.020
Дата введения
1 июня 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 119 "Надежность в технике".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2011 г. N 415-ст.
4. Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта МЭК 60300-3-14-2004 "Менеджмент надежности - Часть 3-14: Руководство по применению - Техническое обслуживание, обеспечение технического обслуживания" (IEC 60300-3-14-2004 "Dependability management - Part 3-14: Application guide - Maintenance and maintenance support", NEQ).
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Проведение технического обслуживания (ТО) и обеспечение ТО - ключевые элементы обеспечения работоспособности изделий (продукции, оборудования и систем) в течение всего их жизненного цикла. Запланированные характеристики функционирования, производительности и надежности достигаются посредством проведения необходимого ТО и обеспечения ТО в сочетании с соответствующим проектированием, качеством производства и правильными методами эксплуатации.
Достижение надежной работы оборудования в эксплуатации в значительной степени зависит от соответствующего технического обслуживания, организации технического обслуживания и ресурсов технического обслуживания, под которыми понимаются персонал и обучение, эксплуатационная и ремонтная документация, вспомогательное оборудование, обеспечение запчастями. Техническое обслуживание и ресурсы его обеспечения оказывают значительное влияние на стоимость жизненного цикла, именно поэтому разработка и проектирование изделия должны сопровождаться планированием и разработкой концепции эксплуатации, включая оптимизацию технического обслуживания. Цель - обеспечение надежности изделия в течение срока его эксплуатации с минимальными затратами.
Объем и вид ТО и обеспечение ТО зависят от требований потребителя, характера изделия, его состояния, требуемой готовности и прочих факторов. По мере изменения указанных факторов, в особенности на этапе эксплуатации и технического обслуживания, может появиться необходимость изменения установленных ранее требований к ТО и обеспечению ТО.
Несоответствующее, чрезмерное или неправильно реализуемое ТО может привести к отказам, из-за чего возможно значительное снижение готовности изделий и, в результате, существенное увеличение расходов из-за потери функциональных свойств и возникновения возможности вторичного повреждения. Снижение готовности зачастую приводит к эксплуатационным санкциям и последующей потере прибыли, которые могут значительно превышать стоимость ТО или даже расходы, обусловленные первоначальным отказом. Это может отрицательно повлиять и на безопасность, а в некоторых отраслях промышленности именно безопасность имеет наиболее важное значение.
Настоящий стандарт устанавливает общий подход к ТО и обеспечению ТО и распространяется на сложные изделия, когда техническое обслуживание и его обеспечение необходимо корректировать с учетом конкретных ситуаций как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации и технического обслуживания.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на процесс технического обслуживания (ТО) и его обеспечения, устанавливает различные общие методы, которыми следует руководствоваться. Цель настоящего стандарта - установление общих требований к менеджменту, процессам и методам, относящимся к техническому обслуживанию и его обеспечению, необходимым для достижения надлежащей надежности, соответствующей эксплуатационным требованиям потребителя.
В некоторых случаях необходимо учитывать законодательные и другие обязательные требования. Требования и обязательства по отношению к техническому обслуживанию и его обеспечению могут нуждаться в том, чтобы их указать в соглашении (контракте, договоре), в котором целесообразно дать ссылку на настоящий стандарт.
Настоящий стандарт предназначен для использования поставщиками, организациями, обеспечивающими техническое обслуживание, а также потребителями и может использоваться для изделий всех видов.
Настоящий стандарт можно применять к изделиям, включающим все виды продукции, оборудования и систем (технические средства и связанное с ними программное обеспечение). В большинстве случаев требуется определенный уровень технического обслуживания изделий для достижения необходимой функциональности, надежности, работоспособности, экономической эффективности и выполнения требований к безопасности и законодательному регулированию.
2. Нормативные ссылки
Для применения данного стандарта используются следующие нормативные ссылки.
ГОСТ Р 27.002-2009. Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ГОСТ Р 27.002, а также следующие термины.
3.1.1. Комплексное материально-техническое обеспечение (integrated logistic support): метод управления, с помощью которого все услуги по обслуживанию изделия, требуемые потребителем, могут быть структурно объединены и соответствовать изделию.
3.1.2. Операция технического обслуживания (maintenance action): последовательность единичных операций технического обслуживания, проводимых с заданной целью.
Примечание. Примерами являются определение неисправности, установление места неисправности, проверка функционирования или их сочетание.
3.1.3. Обеспечение (поддержка) технического обслуживания и ремонта (maintenance support): ресурсы, требуемые для поддержания изделия в работоспособном состоянии при установленной концепции ТО и в соответствии со стратегией ТО.
Примечание. Ресурсы включают в себя человеческие ресурсы, вспомогательное оборудование, материалы и запчасти, средства для технического обслуживания, документацию, информацию и информационные системы для технического обслуживания.
3.1.4. Услуги по обеспечению технического обслуживания (maintenance support services): действия и средства по поддержке технического обслуживания, обеспечиваемые внутренними или внешними поставщиками услуг поддержки технического обслуживания.
3.1.5. Пользователь, потребитель, компания (company, customer, user): потребитель услуг технического обслуживания, предусмотренных поставщиком услуг.
3.1.6. Поставщик услуг (service provider): сторона (например, внутренняя или внешняя организация, изготовитель и т.п.), которая связана обязательствами в рамках соглашения и несет ответственность за предоставление определенного технического обслуживания и поставку средств для технического обслуживания в соответствии с условиями соглашения.
3.1.7. Организация: группа людей и средства с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры. Компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, ассоциация или же их части, или комбинация из них [1].
3.2. Сокращения
ТО - техническое обслуживание,
ВТО - встроенное тестовое оборудование,
АППО - анализ причин и последствий отказов,
АВППКО - анализ выявленных причин, последствий и критичности отказов,
НОТО - надежностно ориентированное техническое обслуживание.
4. Обзор технического обслуживания и ремонта,
обеспечения технического обслуживания и ремонта
4.1. Описание технического обслуживания
4.1.1. Общие положения
Техническое обслуживание представляет собой сочетание всех технических и административных действий, включая технический надзор, направленных на поддержание или восстановление изделия в состояние, в котором оно способно выполнять требуемую функцию.
4.1.2. Стратегия и концепция технического обслуживания
Стратегия ТО определяет общий подход к обеспечению ТО и его поддержке, исходя из целей и стратегии владельцев, пользователей и заказчиков. Она влияет на решения, принятые по мероприятиям ТО и ресурсам, выделяемым в течение всего жизненного цикла изделия.
Концепция ТО представляет собой конкретный подход, разработанный для изделий с различными уровнями ТО, основанными на уровнях разукрупнения. Концепция ТО пользуется ресурсами обеспечения ТО в рамках стратегии ТО и осуществляется эшелоном ТО.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>