Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
ЧАСТЬ 2
ОБЗОРНОСТЬ
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace
of bus driver. Part 2. Visibility
ISO 16121-2:2011
Road vehicles - Ergonomic requirements
for the driver's workplace in line-service
buses - Part 2: Visibility
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 16121-2-2011
Группа Э65
ОКС 13.180,
43.080.20
Дата введения
1 декабря 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-2:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 2. Обзорность" (ISO 16121-2:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в Приложении ДА.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к зоне обзора водителя перед транспортным средством, у входной двери рядом с сиденьем водителя и внутри салона.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ИСО 16121-1. Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1. Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 1: General description, basic requirements).
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2. Точка обзора V1 (vision point V1): точка, расположенная на 635 мм выше точки H по вертикали (в соответствии с ИСО 16121-1), при этом сиденье находится в своем самом заднем и самом высоком положении в пределах требуемого диапазона регулировки точки H сиденья, установленного в ИСО 16121-1.
Примечание. Точки обзора V1 и V2, определенные в ИСО 16121-2, могут отличаться от точек обзора V1 и V2, определенных национальными и международными нормативными документами.
3.3. Точка обзора V2 (vision point V2): точка, расположенная на 635 мм выше точки H по вертикали (в соответствии с ИСО 16121-1), при этом сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении в пределах требуемого диапазона регулировки точки H сиденья, установленного в ИСО 16121-1.
4. Требования к обзорности
4.1. Непросматриваемая зона перед транспортным средством
4.1.1. Требование
Для уменьшения непросматриваемой зоны непосредственно перед транспортным средством необходимо выполнить следующие требования.
Перекладина, имеющая длину, равную ширине транспортного средства, расположенная перед автобусом на высоте 1100 мм от земли и на расстоянии 300 мм от передней поверхности (обычно передней поверхности бампера), должна быть видна при прямом и непрямом обзорах из положений V1 и V2 как минимум на 95% своей длины (см. рисунок 1).
1 - служебная дверь; 2 - требуемый диапазон регулировки
точки H сиденья в соответствии с ИСО 16121-1;
3 - альтернативное устройство, например зеркало,
видеосистема и т.д.; 4 - перекладина,
как определено в 4.1.1
Рисунок 1. Непросматриваемая зона
перед транспортным средством
При проверке требований этого пункта не следует учитывать помехи для обзора, создаваемые рулевым колесом.
Если указанное требование не может быть выполнено в положении V1 или V2 при прямом обзоре, тогда необходимо оснастить транспортное средство альтернативным устройством, например зеркалом или видеосистемой.
4.2. Боковая обзорность
4.2.1. Требование
В случае когда имеется служебная дверь, расположенная в переднем углу автобуса, при прямом и непрямом обзоре должен быть видим прилегающий к двери куб размерами 100 x 100 x 100 мм, расположенный на высоте 800 мм над землей.
4.2.2. Проверка
4.2.2.1. Куб, указанный в 4.2.1, располагают на линии переднего окна служебной двери в переднем углу так, чтобы его нижний край был расположен горизонтально на высоте 800 мм над землей (см. рисунок 2).
1 - служебная дверь; 2 - требуемый диапазон регулировки
точки H; 3 - куб, как определено в 4.2.1
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>