Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 889-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И МОНИТОРИНГА
РЕГИОНАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ, ФУНКЦИЯМ И РЕШАЕМЫМ ЗАДАЧАМ
Global navigation satellite system. Systems of information
support and monitoring of regional automobile
transportations of dangerous cargoes. Requirements
to architecture, functions and solved problems
ГОСТ Р 54728-2011
Группа Э50
ОКС 35.240.60
Дата введения
1 сентября 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "М2М телематика"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 889-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы информационного сопровождения и мониторинга, созданные на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам систем информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения
ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования
ГОСТ Р 54030-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы информационного сопровождения и мониторинга городских и пригородных автомобильных перевозок опасных грузов. Требования в архитектуре, функциям и решаемым задачам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52438, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, ГОСТ Р 54030, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматизированное рабочее место контролирующей организации: Элемент системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов, реализующий функции контроля и надзора за региональными автомобильными перевозками опасных грузов.
3.2 автоматизированное рабочее место организации-перевозчика: Элемент системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления автомобильными транспортными средствами организации-перевозчика, предназначенными для перевозки опасных грузов.
3.3 грузоотправитель: предприятие, осуществляющее отправку грузов по договору перевозки или без такового для собственных целей или для третьей стороны [1].
3.4 грузоперевозчик: Предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового [1].
3.5 система информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов контроля, надзора и управления автомобильным транспортом, осуществляющим региональные перевозки опасных грузов, а также для обеспечения безопасности его применения.
3.6 средства информационного обмена системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов: Информационно-телекоммуникационные средства в совокупности со средой распространения данных, предназначенные для передачи информации между элементами системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АТС - автомобильное транспортное средство;
БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;
ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
ГИС - географическая информационная система;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
Госавтодорнадзор - структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ОГ - опасный груз;
Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
УГИБДД - Управление ГИБДД;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях МЧС.
5 Основные положения
5.1 Создание систем информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов (далее - системы) следует выполнять в соответствии с настоящим стандартом и [1].
5.2 Системы должны создаваться с целью:
- повышения безопасности дорожного движения за счет снижения числа нарушений правил региональных автомобильных перевозок ОГ;
- повышения эффективности контроля за легитимностью региональных перевозок ОГ за счет контроля деятельности грузоперевозчиков органами исполнительной власти;
- снижения масштабности последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций при перевозках ОГ за счет повышения оперативности реагирования на их возникновение;
- повышения эффективности процессов контроля и управления АТС, предназначенными для перевозок ОГ, за счет повышения оперативности принятия решений и реагирования, в случаях выявления отклонений и нарушений при их эксплуатации;
- оптимизации процессов использования АТС;
- повышения степени автоматизации процессов анализа деятельности по региональным перевозкам ОГ.
6 Архитектура систем информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов
6.1 Системы должны являться распределенными автоматизированными навигационно-информационными системами и включать в свой состав:
6.1.1 БНСО, устанавливаемое на АТС, предназначенное для перевозок ОГ.
6.1.2 Телематический сервер (телематическая платформа), обеспечивающий сбор первичной мониторинговой информации о движении и состоянии АТС, а также информации от дополнительного бортового оборудования.
6.1.3 ГИС, обеспечивающую организацию доступа к цифровым картам территории работ АТС, включающим в себя базы данных объектов транспортной инфраструктуры, а также участков дорожной сети, где определен особый порядок движения АТС с ОГ.
6.1.4 АРМ администратора, реализующее функции информационного наполнения и распределения информационных ресурсов системы потребителям.
6.1.5 АРМ контролирующих организаций, реализующие функции контроля и надзора за перевозками ОГ.
6.1.6 АРМ грузоперевозчиков ОГ, реализующие функции планирования, контроля и оперативного управления АТС, принадлежащих грузоперевозчику.
6.1.7 Средства информационного обмена между элементами системы.
6.2 АРМ регионального ЦУКС является необязательным элементом системы и используется для обеспечения повышения оперативности реагирования подразделений МЧС на чрезвычайные ситуации на АТС, предназначенных для перевозок ОГ.
6.3 АРМ подразделения Ростехнадзора является необязательным элементом системы и используется только в случае, если на территории региона осуществляется автомобильная перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ.
6.4 Архитектура систем представлена на рисунке 1.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>