RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 668-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА

ЧАСТЬ 3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace
of bus driver. Part 3. Information devices and controls

ISO 16121-3:2011
Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's
workplace in line-service buses - Part 3: Information
devices and controls
(IDT)

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011

Группа Э65

ОКС 42.020

Дата введения
1 декабря 2012 года

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления" (ISO 16121-3:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 3: Information devices and controls").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в Приложении ДА.
5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles - Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)
ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 1: General description, basic requirements)

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

3.1. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.1.2. Предварительное предупреждение (early warning): визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.
3.1.3. Сигнал тревоги (alert): визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.
3.1.4. Зона A (zone A): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).

Размеры в миллиметрах



A - зона A (3.1.4); B - зона B (3.1.5);
- зона  (3.1.7); C - зона C (3.1.6);
- зона  (3.1.8); D - зона D (3.1.9);
E - зона E (3.1.10); точка H - соответствует водителю
невысокого роста; R - диапазон досягаемости руки = 750 мм;
ПТ - плечевая точка

Рисунок 1. Определение зон, вид сверху

3.1.5. Зона B (zone B): зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон - досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны - плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).

Размеры в миллиметрах



1 - рулевое колесо; 2 - приборная панель; A - зона A
(3.1.4); B - зона B (3.1.5);  - зона  (3.1.7);
C - зона C (3.1.6); ПТ - плечевая точка;  - зона
(3.1.8); D - зона D (3.1.9); E - зона E (3.1.10);
F - зона F (3.1.11); точка H - соответствует водителю
невысокого роста; R - диапазон досягаемости руки = 750 мм

Рисунок 2. Определение зон, вид сбоку

3.1.6. Зона C (zone C): зона, имеющая такую же форму, как и зона B, но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).
3.1.7. Зона  (zone ): дополнительная область под зоной B, имеющая ту же ширину, что и зона B, от нижней границы зоны B до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).
Примечание. Зона  может быть объединена с зоной B.

Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!