Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 686-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПО КОНТРОЛЮ МАССЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА
В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Requirements and procedures for measuring
mass of the aircraft in the operational process.
Main principles
ГОСТ Р 54580-2011
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 июня 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 686-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий стандарт устанавливает процедуры по контролю массы и определению центровки гражданских воздушных судов (отечественного и зарубежного производства) и содержит рекомендации по организации работ в процессе технической эксплуатации.
1.2. Настоящий стандарт распространяется на эксплуатационные и ремонтные организации воздушного транспорта при контроле массы воздушного судна.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7948-80 Отвесы стальные строительные. Технические условия
ГОСТ 9500-84 Динамометры образцовые переносные. Общие технические требования
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.1. В настоящем стандарте применяются термины по [1], [2], [3], [4], [5], в том числе следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Вертолет: воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.
3.1.2. Воздушное судно: летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
3.1.3. Взвешивание: определение массы тел с помощью весов.
3.1.4.
Единство измерений: состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.
[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статья 2, термин 7] [1]
3.1.5. Максимальная взлетная масса: максимальная разрешенная масса воздушного судна и его компонентов, определяемая согласно эксплуатационным документам.
3.1.6. Масса пустого воздушного судна: масса воздушного судна в пустом состоянии, определяемая согласно утвержденным эксплуатационным документам.
Примечание. Масса пустого воздушного судна включает в себя все оборудование, имеющее фиксированное размещение и установленное на воздушном судне.
3.1.7.
Методика (метод) измерений: совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статья 2, термин 11] [1]
3.1.8.
Метрологическая служба: организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.
[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статья 2, термин 12] [1]
3.1.9. Модификация: любое изменение конструкции или технологии изготовления компонента воздушного судна или его силовой установки.
3.1.10.
Поверка средств измерений: совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средства измерений установленным метрологическим требованиям.
[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статья 2, термин 17] [1]
3.1.11. Ремонт: комплекс операций по восстановлению воздушного судна, силовой установки или его компонента до состояния, отвечающего условиям безопасной эксплуатации, после повреждения или износа.
3.1.12. Самолет: воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.
3.1.13. Свидетельство об утверждении типа средства измерений: документ, выдаваемый уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.
Примечание. Свидетельство удостоверяет, что данный тип средства измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.
3.1.14.
Средство измерений: техническое средство, предназначенное для измерений.
[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статья 2, термин 21] [1]
3.1.15. Центр масс (тяжести): воображаемая точка, относительно которой уравновешиваются гравитационные моменты массы носовой и хвостовой частей воздушного судна.
3.1.16. Центровка самолета <*>: положение центра масс самолета (совпадающее с положением центра приложения силы тяжести) относительно носка средней аэродинамической хорды крыла.
3.1.17. Центровка вертолета <*>: расстояние по продольной оси вертолета от его центра тяжести до оси (на одновинтовых и двухвинтовых соосных вертолетах) вращения несущих винтов или до оси (у двухвинтовых вертолетов продольной и поперечных схем), параллельной осям винтов и проходящей между ними.
--------------------------------
<*> Для целей настоящего стандарта вместо терминов 3.1.16 и 3.1.17 далее по тексту используется термин "центровка".
3.1.18. Эксплуатант: гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
3.1.19. Эксплуатационная масса: сумма основной массы воздушного судна, персонала, аварийного оборудования, специального оборудования и всех других позиций многократного применения.
Примечание. Фактически эксплуатационная масса - это взлетная масса воздушного судна, но без коммерческой загрузки.
3.2. В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:
АТ - авиационная техника;
ВС - воздушное судно;
ВТ - воздушный транспорт;
ГА - гражданская авиация;
- взлетная масса;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>