Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 885-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БОРТОВОГО
НАВИГАЦИОННО-СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Global navigation satellite system. Systems of dispatching
management of cargo motor transport. Functions, structure
and characteristics of board navigation
and communication equipment
ГОСТ Р 54724-2011
Группа Э50
ОКС 35.240.60
Дата введения
1 сентября 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "М2М телематика"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 885-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи.
3.2 грузовое транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АТТ - абонентский телематический терминал;
БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;
ГТС - грузовое транспортное средство;
УКВ - ультракороткие волны;
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования;
GSM - стандарт мобильной сотовой связи;
Wi-Max - телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств;
Wi-Fi - телекоммуникационная технология беспроводной связи.
5 Основные положения
5.1 БНСО является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и предназначено для оснащения грузового транспортного средства.
5.2 БНСО включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое оборудование, состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.
5.3 Абонентский телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения, обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО, взаимодействие с телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками в части обмена мониторинговой и технологической информацией.
6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования
6.1 Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и спутниковой навигации:
- контроль местоположения грузового транспортного средства;
- контроль расхода топлива;
- обеспечение голосовой связи "диспетчер-водитель";
- контроль технического состояния ГТС путем сбора телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов;
- оперативная передача (автоматически и/или водителем) сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных ситуаций ("сигнал бедствия");
- автоматическая передача мониторинговой информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;
- запись мониторинговой информации в энергонезависимую память БНСО ("черный ящик") при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и поСлед автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;
- определение пройденного расстояния по данным спутниковой навигации (виртуальный одометр).
6.2 БНСО может дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с использованием современных информационных технологий:
- контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии оснащения груза соответствующим оборудованием);
- управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального времени);
- управление приемом, накоплением и передачей звуковой информации с внутрисалонных микрофонов;
- контроль показаний электронного тахографа;
- обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта;
- автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей БНСО.
7 Состав бортового навигационно-связного оборудования
7.1 Состав БНСО определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС, и характером задач диспетчерского управления.
7.2 Состав БНСО может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок:
- городские;
- пригородные;
- междугородние;
- международные.
7.3 В состав БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут входить следующие устройства и подсистемы:
- абонентский телематический терминал;
- подсистема ввода/вывода информации;
- подсистема контроля наличия и состояния груза;
- подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок.
7.4 В минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический терминал.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>