Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 28 ноября 2011 г. N 615-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Quality management systems. Cross-sectoral requirements
ГОСТ Р 54536-2011
Группа Т59
ОКС 03.120.10
ОКСТУ 0025
Дата введения
1 июня 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС").
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2011 г. N 615-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
В последние годы в международной и национальной стандартизации в области систем менеджмента качества наметилась тенденция создания "отраслевых" стандартов, содержащих дополнительные по отношению к ИСО 9001 требования.
Это связано с тем, что в определенных отраслях экономики риски, связанные с качеством продукции, особенно высоки и требуют дополнительных усилий по их снижению в рамках систем менеджмента качества. Примерами стандартов с дополнительными требованиями являются ИСО/ТУ 16949 (автомобилестроение), ИСО/ТУ 29001 (нефтехимия), ИСО 22000 (пищевая промышленность) и др.
Многие организации, поставляющие свою продукцию в разные отрасли, вынуждены последовательно внедрять требования разных отраслевых стандартов. Настоящий стандарт разработан на основе анализа разных отраслевых стандартов путем отбора дополнительных требований, которые являются универсальными с одной стороны и не являются трудоемкими при внедрении и применении - с другой. Организации, внедрившие настоящий стандарт, существенно снизят риски, связанные с качеством продукции, и будут в значительной степени готовы к применению любого отраслевого стандарта.
Настоящий стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008, которые заключены в рамки. Дополнительные требования даны вне рамок.
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Общие положения ¦
¦ ¦
¦ Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое¦
¦решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента¦
¦качества организации влияют: ¦
¦ a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой; ¦
¦ b) изменяющиеся потребности; ¦
¦ c) конкретные цели; ¦
¦ d) выпускаемая продукция; ¦
¦ e) применяемые процессы; ¦
¦ f) размер и структура организации. ¦
¦ Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем¦
¦менеджмента качества или их документации. ¦
¦ Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим¦
¦стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции.¦
¦Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических¦
¦указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. ¦
¦ Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними¦
¦сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности¦
¦организации выполнять требования потребителей, требования к продукции,¦
¦являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим¦
¦законодательством (далее - обязательные требования), и собственные¦
¦требования. ¦
¦ При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента¦
¦качества, установленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000. ¦
¦ ¦
¦ Процессный подход ¦
¦ ¦
¦ Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при¦
¦разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента¦
¦качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем¦
¦выполнения их требований. ¦
¦ Для успешного функционирования организация должна определить и¦
¦осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов¦
¦деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях¦
¦преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто¦
¦выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. ¦
¦ Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией¦
¦и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на¦
¦получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный¦
¦подход". ¦
¦ Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления,¦
¦которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы,¦
¦а также при их комбинации и взаимодействии. ¦
¦ При применении в системе менеджмента качества такой подход¦
¦подчеркивает важность: ¦
¦ a) понимания и выполнения требований; ¦
¦ b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой¦
¦ими ценности; ¦
¦ c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и¦
¦обеспечения их результативности; ¦
¦ d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном¦
¦измерении. ¦
¦ Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества,¦
¦основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами,¦
¦представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что потребители¦
¦играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в¦
¦качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки¦
¦информации о восприятии потребителями выполнения их требований.¦
¦Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования¦
¦настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне. ¦
Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества,
основанной на процессном подходе
¦ Примечание. Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл¦
¦"Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: ¦
¦ - планирование (plan): разработка целей и процессов, необходимых для¦
¦достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и¦
¦политикой организации; ¦
¦ - осуществление (do): внедрение процессов; ¦
¦ - проверка (check): постоянные контроль и измерение процессов и¦
¦продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и¦
¦сообщение о результатах; ¦
¦ - действие (act): принятие действий по постоянному улучшению¦
¦показателей процессов. ¦
¦ ¦
¦ Связь с ИСО 9004 ¦
¦ ¦
¦ ИСО 9001 и ИСО 9004 являются стандартами на системы менеджмента¦
¦качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также¦
¦независимо. ¦
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>