Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 6 сентября 2013 г. N 927-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Internal combustion reciprocating engines. Visible
pollutants. Limit values and test methods
(ISO 8178-1:2006, NEQ)
(ISO 8178-2:2008, NEQ)
(ISO 8178-3:1994, NEQ)
(ISO 8178-4:2007, NEQ)
(ISO 8178-9:2000, NEQ)
ГОСТ 24028-2013
МКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения
1 июля 2014 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт" (ООО "ЦНИДИ").
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии и сертификации.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 56-П от 19 мая 2013 г.).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97) Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 сентября 2013 г. N 927-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24028-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 года.
5. Настоящий стандарт соответствует следующим международным стандартам:
ISO 8178-1:2006 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 1. Test-bed measurement of gaseous and particulate exhaust emissions (ИСО 8178-1:2006 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах);
ISO 8178-2:2008 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 2. Measurement of gaseousand particulate exhaust emissions under field conditions (ИСО 8178-2:2008 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц на месте);
ISO 8178-3:1994 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 3. Definitions and methods of measurement of exhaust gas smoke under steady-state conditions (ИСО 8178-3:1994 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения дымности отработавших газов в стационарных условиях);
ISO 8178-4:2007 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 4. Steady-state test cycles for different engine applications (ИСО 8178-4:2007 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей);
ISO 8178-9:2000 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 9. Test cycles and test procedures for testbed measurement of exhaust gas smoke emissions from compression ignition engines operating under transient conditions (ИСО 8178-9:2000 с изменением 1:2004 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 9. Циклы и методики испытаний для стендовых измерений дымовыделения отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания в неустановившемся режиме).
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ).
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51250-99.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы дымности отработавших газов (далее - ОГ), измеренной оптическим или фильтрационным методом, при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.
Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 10448-80 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний
ГОСТ 30574-98 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. отработавшие газы; ОГ: Смесь газообразных продуктов горения топлива и масла, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.
3.2. дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и масла, испарившихся в цилиндрах двигателя.
3.3. дымомер: Прибор для измерения дымности.
3.4. дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.
3.5. коэффициент ослабления светового потока: Часть светового потока от источника света дымомера, не достигшая приемника света из-за поглощения, отражения и рассеяния этой части потока отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.
3.6. натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя ОГ в метрах, проходя через который световой поток от источника света дымомера ослабляется в e раз (e - основание натурального логарифма).
3.7. измерительная база дымомера оптического типа: Расстояние между источником и приемником светового потока в измерительной камере дымомера с учетом влияния способов их защиты от загрязнений.
Примечание. Указывает организация-изготовитель.
3.8. предельно допустимое значение натурального показателя ослабления светового потока: Значение натурального показателя ослабления светового потока в зависимости от расхода ОГ, при превышении которого двигатель считают не выдержавшим испытаний.
3.9. дымомер фильтрационного типа: Прибор для измерения дымности, выраженной через показатель отражения света поверхностью фильтра, окрашенного всеми компонентами дисперсной фазы ОГ после пропускания определенной их порции через фильтр.
3.10. дымовое число фильтра FSN: Степень потемнения фильтра, определяемая по показателю отражения света окрашенного ОГ фильтра по отношению к чистому фильтру, выраженная в условных единицах 10-балльной шкалы.
3.11. показатель отражения светового потока поверхностью фильтра: Часть светового потока источника света, достигшая приемника после отражения от эффективной поверхности фильтра.
Примечание. Измеряют оптико-электрическим рефлектометром.
3.12. эффективная длина дымовой колонки: Величина, определяемая эффективным объемом всасывания и эффективной поверхностью фильтра.
Примечание. Указывает организация-изготовитель.
3.13. технический паспорт выбросов двигателя: Документ, содержащий детальную опись компонентов, регулировок и рабочих параметров двигателя, существенно влияющих на выбросы вредных веществ и дымность ОГ.
4. Обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
- эффективная поверхность фильтра дымомера фильтрационного типа, в квадратных метрах;
- площадь поперечного сечения в каком-либо месте системы отбора проб ОГ, в квадратных метрах;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>