Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1935-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДСТВО ПО СМБ.
ТИПОВЫЕ РУКОВОДСТВА СМБ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Air transport. Aviation industry safety management system.
Safety management manual. Typical service providers
safety management manual
ГОСТ Р 55863-2013
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
1. Разработан ОАО "Авиатехприемка".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1935-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Поставщик обслуживания разрабатывает и ведет документацию системы менеджмента безопасности (СМБ), основой которой является руководство СМБ, являющееся частью документации СМБ, которое должно включать:
а) политику и цели в области обеспечения безопасности авиационной деятельности (АД);
б) требования к СМБ;
в) процессы и процедуры СМБ;
г) иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СМБ;
д) результаты функционирования СМБ.
Поставщик обслуживания разрабатывает и обновляет приемлемое руководство СМБ, которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должна определить сама организация, но руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности АД для данной организации.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит указания по разработке, подготовке руководств системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД) поставщиков обслуживания. В результате руководства СМБ АД организации должны отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход поставщиков обслуживания к созданию и внедрению СМБ АД в организации для интеграции в Единую систему менеджмента безопасности Авиационного комплекса Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштаба деятельности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 14.08-2005 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию.
ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Руководство по документированию системы менеджмента качества (ISO/TR 10013:2001 Guidelines for quality management system documentation (IDT).
ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
3.1. поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности АД в процессе предоставления ими соответствующих услуг; эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов; поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы [1].
3.2. система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.
3.3. регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов.
3.4. безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
3.5. показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.
3.6. риск: Мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.
3.7. приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.8. организация: Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания Авиационного комплекса (АК) Российской Федерации.
4. Документация СМБ
4.1. Иерархия документации СМБ АД
На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СМБ оператора АК. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от положения дел в этой организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СМБ.
Руководство СМБ (уровень A) Описывает СМБ АД в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности АД и применяемыми стандартами
Документированные процедуры (уровень B) Описывают необходимую для внедрения элементов СМБ деятельность отдельных функциональных подразделений
Другие документы СМБ (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.) (уровень C) Состоят из подробных рабочих документов
Рисунок 1. Иерархия документации СМБ
Документированные процедуры СМБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечению безопасности.
Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность авиационной деятельности, т.е. указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.
Степень подробности зависит:
- от доступности производственного персонала к документации, к неверным процедурам или технологиям, или извещениям автора документации;
- от установленных процедур организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации.
Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СМБ.
Количество документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления должны определяться с использованием настоящего стандарта, каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.
4.2. Руководство СМБ
Руководство СМБ должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство должно охватывать все применяемые элементы стандарта СМБ организации.
В руководстве должны быть описаны с соответствующими подробностями аспекты управления. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы руководства могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства.
Содержание руководства СМБ подробно рассматривается в разделе 7.
4.2.1. Цели руководства СМБ
Руководство СМБ АД разрабатывается в целях (но не ограничиваясь ими):
а) изложения политики, процедур и требований в области обеспечения безопасности АД;
б) описания и внедрения эффективной СМБ;
в) обеспечения более совершенного управления установившейся практикой и облегчения деятельности по обеспечению безопасности АД;
г) обеспечения документированной основы для проведения проверок функционирования СМБ;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>