Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 марта 2014 г. N 137-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ОЦЕНКИ РИСКА И СНИЖЕНИЯ РИСКА
Safety of machine tools - General principles for design -
Risk assessment and risk reduction
(ISO 12100:2010, IDT)
ГОСТ ISO 12100-2013
Группа Г07
ОКС 13.110
ОКП 38 1000
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в п. 4.
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 44-2013 от 14 ноября 2013 г.).
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минторгэкономразвития
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2014 г. N 137-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12100-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12100:2010 Safety of machinery - General principles for design - Risk assessment and risk reduction (Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска).
ISO 12100-2010 отменяет и заменяет ISO 12100-1:2003, ISO 12100-2:2003 и ISO 14121-1:2007.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном Приложении Д.А.
Степень соответствия - идентичная (IDT).
6. Введен впервые.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
Введение
Настоящий стандарт отменяет и заменяет ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001, ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002, в Российской Федерации - ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007, ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007, ГОСТ Р 51344-99.
Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний, позволяющих конструкторам создавать машины, отвечающие требованиям безопасности при их использовании по назначению. Настоящий стандарт определяет также стратегию для разработчиков других национальных стандартов.
Понятие "безопасность машин" включает в себя способность машины выполнять свою(и) функцию(и) в течение всего срока службы при адекватном (достаточном) снижении рисков.
Настоящий стандарт является основой для системы стандартов, имеющей следующую структуру:
- стандарты типа A - основные стандарты по безопасности, устанавливающие основные понятия, принципы конструирования и общие положения, которые могут быть применены ко всем машинам;
- стандарты типа B - общие стандарты по безопасности, рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства, которое может использоваться для широкого класса машин;
- стандарты типа B1 - стандарты по конкретным аспектам безопасности (например, по безопасным расстояниям, шумам, безопасной температуре поверхности и т.п.);
- стандарты типа B2 - стандарты по защитным устройствам (например, по двуручным средствам управления, устройствам блокировки, датчикам давления, защитным ограждениям и т.п.);
- стандарты типа C - стандарты по безопасности машин, рассматривающие детализированные требования к безопасности отдельной машины или группы машин.
Настоящий стандарт является стандартом типа A.
Вопросы, рассматриваемые в разделах или подразделах настоящего стандарта, более подробно рассматриваются также в других стандартах типа A или B.
Если положения стандарта типа C отличаются от одного или нескольких положений настоящего стандарта или стандарта типа B, то приоритет принадлежит стандарту типа C.
Рекомендуется ввести основные положения настоящего стандарта в программы курсов обучения и в руководства для конструкторов, устанавливающие основную терминологию и общие методы конструирования.
При разработке настоящего стандарта были учтены требования ISO/IEC, Руководство 51 [1].
1. Область применения
Настоящий стандарт определяет основные термины и устанавливает методы и принципы оценки и снижения риска, способствующие обеспечению безопасности машин на стадии проектирования. Эти принципы основаны на знаниях и опыте конструирования, эксплуатации машин, на анализе неполадок, несчастных случаев и рисков, связанных с машинами и механизмами.
В стандарте описаны процедуры идентификации опасностей, качественной и количественной оценки рисков на протяжении всех фаз жизненного цикла машины и рекомендации по устранению опасностей или удовлетворительному снижению рисков. Даны руководящие указания по контролю и документальному оформлению процессов оценки и снижения риска.
В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью домашних животных, нанесением ущерба имуществу или окружающей среде.
Примечание 1. В Приложении B в отдельных таблицах даны примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных случаев с целью разъяснения упомянутых концепций и оказания помощи конструктору в процессе идентификации опасностей.
Примечание 2. Практическое использование нескольких методов для каждого этапа оценки риска описано в ISO 14121-2 [24].
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на нижеследующий международный стандарт. При использовании датированных ссылок следует принимать во внимание исключительно данную редакцию документа. Для недатированных ссылок используется последняя редакция нормативного документа, на который дается ссылка (с учетом всех внесенных поправок):
IEC 60204-1:2005 Безопасность оборудования. Электрооборудование машин. Часть 1. Общие требования (IEC 60204-1:2005, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements).
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт изменен, то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться измененным стандартом, а при замене на другой стандарт - стандартом, действующим вместо настоящего стандарта. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Машина, механизмы (machine, machinery): совокупность связанных между собой частей и устройств, как минимум один из которых движется, имеет соответствующий привод, органы управления и энергетические узлы, соединенные вместе для определенного применения.
Примечание 1. Термины "машина" и "механизм" распространяются также на совокупность машин, которые для достижения конкретной цели компонуются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое.
Примечание 2. В Приложении A приведено общее схематическое изображение машины.
3.2. Надежность (reliability): способность машины или ее компонентов безотказно выполнять установленные функции при определенных условиях в течение установленного отрезка времени.
3.3. Ремонтопригодность (maintainability): свойство машины сохранять или восстанавливать работоспособность (при использовании по назначению) путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с инструкцией для пользователей и установленной практикой с использованием предусмотренных для этого средств.
3.4. Удобство использования (usability): простота эксплуатации машины, помимо прочего, благодаря свойствам и характеристикам, позволяющим легко понять ее функцию(и).
3.5. Вред здоровью (harm): нанесение физической травмы или причинение ущерба здоровью человека.
3.6. Опасность (hazard): потенциальная угроза нанесения физической травмы или причинения вреда здоровью человека.
Примечание 1. Термин "опасность" можно квалифицировать в соответствии с причиной его происхождения (например, механическая опасность, электрическая опасность) или характера потенциального повреждения (например, опасность поражения электрическим током, опасность пореза, опасность воздействия токсических
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>