Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 17 октября 2014 г. N 1354-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА В САЛОНАХ И КАБИНАХ
ЭКИПАЖА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА
Aircraft and helicopter of civil aviation.
Acceptable noise levels in flight decks and in salons
and methods of noise measurement
ГОСТ 20296-2014
МКС 49.100
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ").
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014).
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20296-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 года.
5. Взамен ГОСТ 20296-81.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Допустимые уровни шума
3.1. Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами (ПС) уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБ А.
3.2. Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в таблице 1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в таблице 2.
Таблица 1
Место измерения шума Номер предельного спектра самолетов Номер предельного спектра вертолетов
дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линий
Салон первого класса ПС-70 ПС-75 ПС-80 ПС-85
Салон туристского класса ПС-75 ПС-80
Салон экономического класса ПС-80 ПС-80
Кабина экипажа ПС-75 ПС-85
Рабочее место бортпроводника ПС-80 ПС-85
Примечания:
1. Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) указана в техническом задании на разработку самолета.
2. При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, следует применять индивидуальные средства защиты от шума.
Таблица 2
Номер предельного спектра Уровень звукового давления, дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц
31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
ПС-65 99 87 78 72 68 65 63 61 59
ПС-70 103 91 83 77 73 70 68 66 64
ПС-75 107 95 88 82 78 75 73 71 69
ПС-80 110 99 92 87 83 80 78 76 74
ПС-85 113 103 96 91 88 85 83 81 79
Примечание. Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра.
3.3. Значение уровня помех речи (УПР) в кабине экипажа самолетов совпадают с номером ПС. УПР определяют как среднеарифметическое значение уровней шума в октавных полосах частот 600 - 1200, 1200 - 2400 и 2400 - 4800 Гц.
3.4. Для повышения комфорта самолетов рекомендуется принять меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.
3.5. При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБ А. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Место измерения шума Уровень звуков самолетов, дБ А Уровень звука вертолетов, дБ А
дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линий
Салон первого класса 75 80 85 90
Салон туристского класса 80 85
Салон экономического класса 85 85
Кабины экипажа 80 80
Рабочее место бортпроводника 85 90
Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более чем на 3 дБ А для 10% контрольных точек.
3.6. Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) проводят в заданных контрольных точках.
3.7. В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.
3.8. В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.
Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.
Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).
Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).
В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.
3.9. Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указывать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в Приложении А.
4. Методы измерения уровней шума
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>