Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 ноября 2014 г. N 1681-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
МАЯКИ СТВОРНЫЕ ЛАЗЕРНЫЕ В АКВАТОРИЯХ ПОРТОВ,
НА ПОДХОДАХ К НИМ И УЧАСТКАХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ
СО СТЕСНЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ ПЛАВАНИЯ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Inland water transport. Replacement laser beacons
within the harbours, on the approach to them
and on the plots of waterways with cramped
conditions navigation. General requirements
ГОСТ Р 56242-2014
ОКС 03.220.40
Дата введения
1 сентября 2015 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московская государственная академия водного транспорта" (ФБОУ ВПО "МГАВТ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1681-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на береговое зрительное средство навигационного оборудования - лазерный створный маяк (ЛСМ), предназначенный для обеспечения навигационной безопасности плавания морских и речных судов в подходных каналах, в акваториях портов, в зонах прибрежного плавания и на участках внутренних водных путей, и устанавливает:
- общие требования к ЛСМ;
- общие требования к режиму работы ЛСМ;
- требования к основным параметрам и эксплуатационным характеристикам ЛСМ;
- требования к основным параметрам и эксплуатационным характеристикам модуля лазерного сканирующего (МЛС);
- требования к составу оборудования системы ЛСМ;
- требования к установке ЛСМ в месте эксплуатации;
- требования к системе мониторинга ЛСМ;
- требования к надежности ЛСМ и МЛС;
- требования к безопасности системы ЛСМ и ее элементов;
- требования к испытаниям и приемке ЛСМ;
- требования к транспортированию и хранению;
- указания по эксплуатации (применению).
Применение настоящего стандарта рекомендуется при проектировании, изготовлении и введении в эксплуатацию ЛСМ, предназначенных для обеспечения навигационной безопасности плавания речных судов в подходных каналах, в акваториях портов, в зонах прибрежного плавания и на внутренних водных путях.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.1.040-83 Система стандартов безопасности труда. Лазерная безопасность. Общие положения
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 50723-94 Лазерная безопасность. Общие требования безопасности при разработке и эксплуатации лазерных изделий
ГОСТ Р 55506-2013 Внутренний водный транспорт. Термины и определения
ГОСТ Р 55507-2013 Эксплуатация речных портов. Термины и определения
ГОСТ Р МЭК 60825-1-2009 Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для потребителей.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, ГОСТ Р 55507, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1. Створ (навигационный): система нескольких знаков, огней, расположенных на местности в соответствующем порядке и образующих линию положения, называемую осью створа.
3.2. Лазерный створный маяк, ЛСМ: береговое зрительное средство навигационного оборудования, представляющее собой систему, включающую два знака для обозначения лазерными сканирующими лучами оси створа и отклонений от нее.
3.3. Модуль лазерный сканирующий, МЛС: прибор, предназначенный для работы в составе ЛСМ и создающий на участке фарватера световое поле с помощью сканирующих лазерных излучателей.
3.4. База ЛСМ: расстояние между лазерными излучателями МЛС.
3.5. Ось створа: линия положения, указывающая курс судна и показывающая ось судового хода, которая при использовании ЛСМ образуется в центральной области синхронного восприятия лазерного излучения двух МЛС.
3.6. Зона створная: пространство около оси створа, безопасное для движения.
3.7. Уклонение боковое максимальное (чувствительность ЛСМ): величина, определяемая максимальным отклонением от оси створа, при котором огни ЛСМ наблюдаются как синхронные. Величина максимального бокового уклонения определяет правую и левую границу створной зоны.
3.8. Мертвая зона: пространство, расположенное в ближней зоне действия ЛСМ, в котором не виден один или оба огня ЛСМ.
3.9. Минимальная дальность действия: минимальное расстояние до огней ЛСМ, при котором огни створа наблюдаются по всей ширине зоны ориентирования.
3.10. Дальность ориентирования (видимости): максимальное расстояние от огней ЛСМ, при котором различаются огни створа.
3.11. Максимальная дальность действия ЛСМ: расчетная дальность видимости огней.
3.12. Точность ориентирования: требуемая ширина створной зоны для безопасной проводки судна.
3.13. Точность ориентирования расчетная: ширина створной зоны для обеспечения требуемой точности ориентирования при учете действия внешних факторов.
4. Общие требования к ЛСМ
4.1. ЛСМ является береговым зрительным средством навигационного оборудования (СНО) и должен:
а) обеспечивать навигационную безопасность плавания в условиях видности его огней;
б) позволять судоводителю удерживать судно в заданных пределах судового хода с необходимой точностью;
в) обеспечивать простоту и удобство использования ЛСМ судоводителями при проводке судов.
4.2. Расположение ЛСМ, его состав и параметры, характеристики опор должны соответствовать проекту СНО с установленным порядком согласования.
4.3. Требования к климатическому исполнению основных устройств системы ЛСМ должны соответствовать ГОСТ 15150.
4.4. Маркировка и надписи на элементах ЛСМ должна соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 60825-1, ГОСТ Р 50723 и ГОСТ Р 50460.
4.5. Маркировка элементов ЛСМ кроме требований, указанных в пункте 4.4, должна соответствовать техническим условиям на эти элементы и конструкторской документации.
4.5.1. Маркировка приборов ЛСМ также должна содержать:
а) товарный знак изготовителя;
б) условное обозначение МЛС, наименование прибора;
в) серийный номер;
г) дату изготовления;
д) обозначение степеней защиты, обеспечиваемой оболочками;
е) массу, кг.
4.5.2. Надписи на маркировочных планках должны быть четкими, без разрывов в буквах и цифрах.
4.5.3. Проверка соответствия маркировки производится путем сличения содержания, местонахождения и установки маркировки сборочным чертежам.
МЛС считается выдержавшим проверку, если содержание, местонахождение и установка маркировочных планок соответствует сборочным чертежам.
5. Общие требования к режиму работы ЛСМ
5.1. Основным режимом работы ЛСМ является режим проблескования.
5.2. ЛСМ должен работать круглосуточно и круглогодично, или сезонно, или по заявкам.
5.3. ЛСМ при необходимости должен обеспечивать дополнительные (неосновные) режимы работы:
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>