Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 10 сентября 2014 г. N 1051-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА
ЧАСТЬ 920
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ergonomic sof human-system interaction. Part 920.
Guid an ceontactile and haptic interactions
ISO 9241-920:2009
Ergonomics of human-system interaction -
Part 920: Guidance on tactile and haptic interactions
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 9241-920-2014
ОКС 13.180
35.180
Дата введения
1 декабря 2015 года
Предисловие
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2014 г. N 1051-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-920:2009 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 920. Руководство по тактильному и осязательному взаимодействиям" (ISO 9241-920:2009 "Ergonomics of human-system interaction - Part 920: Guidance on tactile and haptic interactions").
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Осязательные взаимодействия приобретают все больше значения в качестве возможных модальностей взаимодействия в компьютерных системах, таких как специализированные компьютерные среды (например, симуляции), и во вспомогательных технологиях. При значительном количестве исследований недостаток стандартов в данной области может привести к развитию систем с недостаточным вниманием к эргономике и операционной совместимости, что приведет к серьезным эргономическим трудностям для пользователей различных несовместимых или конфликтующих осязательных устройств/приложений. Данная часть ИСО 9241 предоставляет рекомендации по эргономике взаимодействия человек-система для осязательных аппаратно-программных взаимодействий, включая руководство к проектированию и оценке аппаратных средств, программного обеспечения и сочетаний аппаратно-программных взаимодействий. Это руководство не является зависимым от технологий и может быть применено в будущем.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации к осязательным аппаратно-программным взаимодействиям. Стандарт предоставляет собой руководство к проектированию и оценке аппаратных средств, программного обеспечения и сочетания аппаратно-программных взаимодействий, включая:
- проектирование/применение осязательных вводов, выводов и/или комбинации вводов и выводов с общим руководством к их проектированию/применению, а также к комбинациям осязательных взаимодействий, связанных с проектированием/применением, для использования в сочетании с другими модальностями или как отдельного типа взаимодействия;
- осязательное кодирование информации, включая текстовые данные, графические данные и системы управления;
- проектирование осязательных объектов;
- планировку осязательного пространства;
- способы взаимодействия.
Настоящий стандарт не дает специальных рекомендаций для брайлевской печати, но может применяться во взаимодействиях, использующих ее.
Рекомендации настоящего стандарта применимы, как минимум, к системам управления виртуального рабочего места, но могут также использоваться для всей виртуальной среды в соответствии, насколько это возможно, с требованиями симуляции.
Примечание. Признано, что некоторые интерактивные сценарии могут быть ограничены тем, что реальное рабочее место моделируется в виртуальной среде. Объекты могут располагаться в субоптимальных позициях или условиях для осязательного взаимодействия в соответствии с моделируемой ситуацией.
2. Применение настоящего стандарта
2.1. Рекомендации
Индивидуальные рекомендации разделов 5 - 7 должны быть оценены в отношении их применимости. Применение рекомендаций осуществляется, если их внедрение соответствует целям проектирования.
2.2. Оценка продукции
Если установлено, что продукция отвечает рекомендациям, приведенным в настоящем стандарте, конкретизируются операции для установления требований к продукции, а также для ее оценки. Уровень конкретизации согласуется участвующими сторонами.
3. Тактильные/осязательные вводы, выводы и/или комбинации
3.1. Общее руководство по тактильным/осязательным вводам, выводам и/или комбинациям
3.1.1. Оптимизация системы
Система должна быть оптимизирована с учетом:
a) точности имеющихся устройств, точности пользователя и требуемой точность задачи;
b) способности пользователя контролировать скорость и силу процессов, используемых в операции;
Примечание 1. Высокая скорость действий пользователя не совместима с точным контролированием силы и наоборот.
c) предпочтения активного изучения пассивному, когда это необходимо;
Примечание 2. Это может способствовать кинестетическому восприятию.
d) использования, по мере возможности и целесообразности, технологии "Мультитач".
Примечание 3. Это может снизить количество ошибок и улучшить осязательное восприятие.
Пример - Использование двух рук при прочтении брайлевской печати может улучшить результативность;
e) общего количества и разной природы требований когнитивных и сенсорных задач.
Примечание 4. На эффективность осязательных вводов влияют общая рабочая нагрузка, конфликты многозадачных требований и/или перегрузка или затухание определенных каналов сенсорной информации.
3.1.2. Предоставление доступной информации об осязательных элементах
Система должна предоставлять доступные описания всех элементов осязательного пользовательского интерфейса, несмотря на то, даются ли эти описания автоматически или нет.
Примечание. Информация может быть представлена в виде текста, звуковых лейблов, синтетической речи, текста на языке жестов или в брайлевской печати.
Пример - Способность определять размер файла или его расположение.
3.1.3. Предоставление информации о контексте
Система должна предоставлять контекст (информацию об обстановке) для того, чтобы помочь пользователю понять смысл осязательного восприятия, а также среды или программы.
Примечания
1. Полезная контекстуальная информация включает в себя информацию о цели программы, а также о возможностях и опасностях среды.
2. Контекстуальная информация может быть представлена в виде короткого текстового сообщения, как например, текста под рисунком или моделью, устной речи, текста на языке жестов или в брайлевской печати.
3.1.4. Упорядочение этикеток
Этикетки для тактильного/осязательного восприятия как элементы пользовательского интерфейса должны быть:
a) согласованы в размере и расстоянии от других тактильных объектов;
b) расположены в соответствии с оговоренными правилами;
c) одинаково ориентированы.
Примечание. Этикетки, содержащие одну и ту же информацию или выполняющие одну и ту же функцию, должны иметь одинаковую форму, символы и текст.
3.1.5. Определение состояния системы
Система должна предоставлять информацию, позволяющую пользователю знать, какая из задач или функций активна.
3.1.6. Минимизирование усталости
Система должна:
a) обеспечивать комфорт пользователя в течение длительного периода времени;
b) не допускать или минимизировать усталость.
Примечание. Минимизирование усталости может быть достигнуто следующим образом:
- тщательным выбором расположения тела для стимулирования;
- тщательным выбором метода контакта с телом;
- тщательным выбором частоты подачи стимулирующего фактора;
- выбором самой низкой эффективной амплитуды стимулирующего фактора;
- снижением мельчайших точных совместных вращений, особенно в близко расположенных друг к другу сегментах;
- отказом от статических позиций в конце или близко к концу диапазона движения;
- учетом того, что пользователи не будут прилагать излишних усилий для выяснения в полной мере возможностей дисплея.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>