Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 26 ноября 2014 г. N 1847-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ИННОВАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Innovation management. Innovations. Basic principles
ГОСТ Р 56261-2014
ОКС 01.120
03.100.01
Дата введения
1 января 2016 года
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1847-ст
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Стандарты на системы менеджмента все больше используются по всему миру организациями всех типов и размеров. Чтобы эти стандарты приносили пользу, заслуживали внимания и уважения, они должны отражать существующие потребности рынка и быть взаимно совместимыми для облегчения применения.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность. В результате было принято Руководство ИСО 72 по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента в качестве дополнительного указания к директивам ИСО/МЭК, которое послужило базисом для ряда международных стандартов на системы менеджмента.
Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процессов, услуг, а также организационных или бизнес-моделей является основным двигателем экономического роста.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как "применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, при организации рабочих мест, или при налаживании внешних отношений.
Инновации могут быть по своей природе технологическими и нетехнологическими. Более того, нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя наиболее предпочтительна комбинированная модель.
ОЭСР провела ряд исследований по изучению производительности и занятости в условиях внедрения инноваций. Результаты этих исследований показали, что технологии не только способствуют созданию рабочих мест (более продуктивных, высокопрофессиональных и лучше оплачиваемых). В ряде случаев низкооплачиваемые рабочие места и непродуктивные виды работ могут быть ликвидированы. Однако с точки зрения исторического процесса технологический эффект, создающий прибавочную стоимость, оказывается более мощным, чем эффект от замещения рабочих мест: технологический прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеобщей занятостью.
Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС (TATF APEC), провело ранжирование 21 экономики АТЭС в шести ключевых областях инновационной политики:
- открытый и недискриминационный доступ на рынок, прямые иностранные инвестиции и политика в области стандартизации;
- политика в области науки и научных исследований, способствующих инновациям;
- цифровая политика, приводящая к развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;
- открытость в отношении внутренней конкуренции и появления на внутреннем рынке новых компаний;
- открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.
Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью наращивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правительства могут и должны сыграть конструктивную роль в помощи развития конкуренции в частном секторе. Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонентами инновационной экосистемы - бизнес-средой, регуляторной средой и средой инновационной политики.
Бизнес-среда включает финансирование, институты частного сектора и финансовые возможности.
Регуляторная среда предоставляет возможность всей организационной структуре применять инновации, включая:
- конкурентную и открытую торговую систему, стимулирующую национальные компании к участию в инновациях на основе добросовестной конкуренции;
- поддержку конкурентоспособности продукции и услуг на рынке с целью привлечения новых участников и использования новых бизнес-моделей;
- налоговую систему, стимулирующую инновации и предоставляющую возможность предприятиям конкурировать на мировых рынках;
- регулятивные требования для бизнеса, которые до возможной степени основываются на гармонизированных и прозрачных стандартах;
- ограничение регулирования в области цифровой экономики, сдерживающего развитие цифровых инноваций и их применение;
- нормотворческий процесс, который является прозрачным и основанным на законах;
- государственные закупки, основанные на представительных стандартах, а также на добросовестной конкуренции;
- защиту интеллектуальной собственности, позволяющую получить отдачу от инноваций.
Среда инновационной политики включает:
- поддержку технологических исследований;
- поддержку коммерциализации технологий;
- поддержку инфраструктуры цифровых технологий;
- поддержку организаций, особенно малых и средних предприятий, в плане модернизации и повышения производительности;
- развитие эффективного обучения и повышение мастерства.
В настоящем стандарте различаются понятия инновационный менеджмент и менеджмент предприятия в инновационной сфере деятельности. Инновационный менеджмент представляет взаимосвязанный комплекс действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. При этом, как правило, под механизмами управления инновационными процессами подразумевают в первую очередь такие процессы, без которых невозможно достижение стратегической цели инновационного предприятия. Однако инновационный менеджмент не предназначен для обеспечения выживания организации в инновационной среде, которая зависит и от других причин и условий ее деятельности, напрямую не связанных с инновационной продукцией или услугами. Поэтому система менеджмента предприятия в инновационной сфере деятельности подразумевает более общий подход, чем система инновационного менеджмента, охватывая при этом все его элементы. Она используется в том числе, при разработке и производстве инновационной продукции, когда доход от инновационной деятельности еще не может поддерживать ее. Для продвижения на рынок инновационного продукта или услуги может потребоваться более длительный срок, чем для новых разновидностей уже известной продукции или услуги, поскольку потребитель еще не настолько хорошо знаком с этой продукцией. Тем не менее, в период инновационных реформ необходимо поддерживать нормальную жизнедеятельность предприятия за счет использования уже задействованных механизмов и процессов, которые также, возможно, потребуется адаптировать к новым условиям жизнедеятельности предприятия. Поэтому в зависимости от видения и стратегии предприятия его система менеджмента может расширяться за счет интеграции различных механизмов и инструментов менеджмента способных содействовать не только созданию, поддержанию и развитию инновационной активности предприятия, но и обеспечению выживаемости на всех стадиях его жизненного цикла.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в инновационных сферах, также используют системы менеджмента, которые наиболее подходят для их целей и адаптированы к конкретным задачам деятельности предприятия.
Для достижения конкурентоспособности и преимущества на современном рынке предприятиям необходимо уметь управлять стратегией деятельности. Конечная цель стратегии - получение продукта, соответствующего запросам потребителей, и увеличение прибыли. Следовательно, стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения. Что будет целью, а что средствами, зависит от тех шагов, что делают менеджеры, позиционируя компанию на рынке. От решения, где и как разместить ресурсы, в конечном счете зависит, сумеет ли организация добиться успехов на рынке.
Важно уметь предвидеть изменения и использовать их в своих интересах. Так чем же организация может манипулировать, чтобы заставить изменения работать на себя? Все это можно реализовать через инновационную стратегию, стратегию обновления и стратегию постепенного совершенствования.
Инновационная стратегия строится вокруг новых, "прорывных" технологий или решений. Преимущество этой стратегии в том, что ею не может воспользоваться ни один конкурент.
Новизна стратегии, в чем во многом и проявляется сущность творчества, охватывает все основные составляющие: масштаб бизнеса, его облик и цели. Масштаб в первую очередь задается через новый продукт и/или решение, воспринимаемое как новое, и создает новый потребительский запрос или новую функциональность. Облик, как правило, нацелен на трансформацию потребительского восприятия компании, продукта или решения, формирование спроса и пр. Неудивительно, что рыночные цели, ассоциируемые с инновационной стратегией, почти всегда направлены на создание совершенно новой для потребителей формы продукта или ее разновидности и выявление скрытой и еще неосознанной потребности.
Стратегия обновления заключается в том, что постоянному обновлению подвергается сама стратегия предприятия.
Можно вполне обоснованно утверждать, что большинство новых участников рынка используют разновидности стратегий конкурентов, а не разрабатывают по-настоящему инновационные предложения.
Чаще всего это связано со следующим:
- во-первых, расширить или изменить существующую стратегию гораздо легче на интеллектуальном и организационном уровнях;
- во-вторых, если стратегия успешная с точки зрения показателей рынка и финансовых результатов, естественно, что компания стремится использовать ее преимущества максимально долго;
- в-третьих, личный, и организационный риск, связанный с преобразованием существующей стратегии, значительно меньше, по крайней мере в краткосрочном плане.
В любом случае масштаб, облик и цели существенно модифицируются, но радикально не изменяются. Менеджеры активно ищут возможности: расширяют, улучшают и адаптируют существующие товарные линии; отыскивают новых потребителей; ведут себя агрессивнее по отношению к конкурентам; стараются изменить облик бизнеса, переходя от подхода с незначительной дифференциацией к тесному контакту или совершенно новым формам взаимоотношений с различными группами клиентов.
Стратегия постепенного совершенствования предполагает поэтапные небольшие изменения масштаба, облика и цели: выполнение в основном прежних операций, но в больших объемах и с незначительными изменениями используемых процессов.
Также следует иметь в виду, что для достижения своих целей предприятиям, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим видам инноваций:
- технологическим;
- социальным;
- продуктовым;
- организационным;
- маркетинговым.
При необходимости возможно рассмотрение и других видов инноваций, однако вышеперечисленные можно рассматривать как наиболее общие и используемые.
1. Область применения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>