Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 24 августа 2015 года N 1187-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Sustainable development and resilience of communities.
Management systems. General principles and requirements
(ISO/DIS 37101, IDT)
ГОСТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101
ОКС 03.120.10
Дата введения
1 декабря 2017 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург") на основе проекта международного стандарта, указанного в пункте 4.
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2015 года N 1187-ст
4 Настоящий стандарт идентичен проекту международного стандарта ISO/DIS 37101 ("Sustainable development and resilience of communities - Management systems - General principles and requirements" (Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента. Общие принципы и требования)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В соответствии с международным стандартом, устанавливающим требования к системе менеджмента устойчивого развития, интеллектуальности и адаптивности административно-территориальных образований (АТО) с учетом правовых и иных требований, а также соответствующей информации настоящий стандарт предназначен для того, чтобы:
- управлять устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО с учетом особенностей территории, с которой связаны соответствующие АТО;
- повысить эффективность вклада АТО в устойчивое развитие;
- оценить показатели деятельности АТО с точки зрения устойчивого развития, а также уровня их интеллектуальности и адаптивности.
Примечание - интеллектуальность интегрирована в процесс устойчивого развития, то есть устойчивое развитие является общим процессом, тогда как интеллектуальность - характеристикой.
В настоящем стандарте не определяются ориентиры или ожидаемые уровни эффективности.
Несмотря на то, что задача устойчивого развития имеет глобальный характер, стратегии его достижения на уровне АТО в значительной степени являются локальными и, поэтому, могут различаться по условиям и содержанию в зависимости от региона. Таким образом, стратегии отражают контекст, предварительные условия, приоритеты и потребности, в частности, в социальной среде, например, социальную справедливость, культурную идентичность и культурные традиции, культурное наследие, здоровье человека, безопасность и комфорт, а также социальную инфраструктуру.
Управление устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО охватывает широкий спектр вопросов, например, вопросы экономической, социальной и природной среды существования АТО и их взаимодействия. Такие вопросы могут иметь стратегический, оперативный и конкурентный подтекст.
Примечание - Способность обеспечения взаимной гармонии и единства целей является основополагающим условием эффективного и рационального достижения целей АТО.
Успешное внедрение настоящего стандарта может быть использовано АТО для демонстрации заинтересованным сторонам того, что надлежащая система менеджмента функционирует, а также для стимулирования их инициативности. Это поможет АТО разработать стратегии устойчивого развития, интеллектуальности и адаптивности, а также цели и процессы исполнения соответствующих обязательств. Это также поможет АТО в проведении мероприятий, необходимых для улучшения показателей деятельности и подтверждения их соответствия настоящему национальному стандарту.
Аналогично всем стандартам для систем менеджмента, в основе настоящего стандарта лежит метод PDCA (планирование, реализация, контроль, корректировка) (цикл Деминга), который в краткой форме можно описать следующим образом:
- планирование: определение целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с целями АТО;
- действие: реализация процессов и достижение целей;
- проверка: контроль и оценка процессов на предмет соответствия политике АТО, их целям, правовым и иным требованиям, а также составление отчета о результатах;
- коррекция: принятие необходимых мер, направленных на улучшение показателей.
На рисунке 1 показано, что содержание настоящего стандарта отражает внедрение и адаптацию метода PDCA (цикла Деминга) к управлению устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО.
Рисунок 1 - Схематическое изображение содержания стандарта
Стратегические этапы являются итерационными (повторяющимися), тогда как оперативные этапы последовательны. Именно их совместная реализация помогает АТО в повышении устойчивости, адаптивности и интеллектуальности, на что указывает большая стрелка.
Настоящий стандарт позволит АТО разработать комплексные и интегрированные стратегии, которые отвечают потребностям заинтересованных сторон, отказаться от бизнеса с изоляционистским подходом, организовать сотрудничество во всех отраслях деятельности и способствовать развитию взаимодействия.
Если говорить более конкретно, стандарт будет способствовать, например:
- разработке и формированию согласованного представления об устойчивом развитии и адаптивности АТО;
- повышению устойчивости проектов, программ и мероприятий, осуществляемых под непосредственным управлением АТО или на территории, к которым они относятся;
- развитию межотраслевых и многофункциональных методов оценки затрат на срок службы и общих затрат;
- развитию синергии (возрастанию эффективности деятельности в результате интеграции);
- повышению эффективности и привлекательности проектов.
Соответствующие показатели и параметры могут быть полезными в этой связи, поскольку они позволяют оценить результаты программ, проектов и мероприятий в рамках всех АТО.
Как показано на рисунке 2, настоящий стандарт является основополагающим элементом серии стандартов и документов, которые позволят АТО и городам повысить устойчивость, интеллектуальность и адаптивность.
Рисунок 2 - Серия стандартов и документов ISO/TC 268
1. Область применения
Настоящий национальный стандарт устанавливает требования к разработке, внедрению, обеспечению работоспособности и совершенствованию систем менеджмента, которые позволят сообществам использовать системный подход к устойчивому развитию. Поскольку устойчивое развитие представляет собой общий процесс и основную цель, а интеллектуальность и адаптивность являются характеристиками, последние интегрированы в первое.
Данный стандарт предназначен для содействия административно-территориальным образованиям (далее - АТО) в обеспечении большей адаптивности, интеллектуальности и устойчивости за счет программ, проектов и мероприятий, представления их достижений и лучшего взаимодействия между сообществами.
Стандарт предназначен для применения в АТО любых размеров, структуры и типа, на местном, региональном или национальном уровне, в соответствии с уровнем ответственности, в развитых или развивающихся странах, в определенных городских или сельских районах.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 19011 Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента)
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 подотчетность (accountability): Состояние, при котором за решения и действия необходимо отвечать перед органами государственной власти и, в более широком смысле, перед заинтересованными сторонами.
3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документально оформленный процесс получения аудиторских доказательств и их объективной оценки с целью определения степени соблюдения критериев аудита.
Примечания
1 Аудит может быть внутренним (первая сторона), внешним (вторая сторона или третья сторона), а также комбинированным.
2 Определение "аудиторского доказательства" и "критериев аудита" см. ISO 19011.
3.3 административно-территориальное образование (АТО) (community): Внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны.
3.4 компетентность (competence): Способность применять знания и профессиональные навыки для достижения запланированных результатов.
3.5 соответствие (conformity): Выполнение требования.
3.6 непрерывное совершенствование (continual improvement): Повторяющиеся мероприятия по улучшению показателей деятельности.
3.7 совместное производство (co-production): Оказание услуг или реализация проектов в рамках равноправного взаимодействия профессионалов, потребителей
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>