Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 17 ноября 2015 г. N 1840-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ (IT) ДЛЯ ДОСТАВКИ АССЕСМЕНТА
Information technology. A code of practice for the use of
information technology (IT) in the delivery of assessments
(ISO/IEC 23988:2007, IDT)
ГОСТ ISO/IEC 23988-2015
Группа П80
МКС 35.240.99
Дата введения
1 ноября 2016 года
Предисловие
Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1840-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 23988-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 23988:2007 Information technology - A code of practice for the use of information technology (IT) in the delivery of assessments (Информационные технологии. Кодекс практического использования информационной технологии (IT) для доставки ассесмента).
Перевод с английского языка (en).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - идентичная (IDT)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Рост возможностей информационных технологий (ИТ) привел к их активному применению при оценке, передаче и записи результатов тестов и ассесментов в широком спектре образовательных услуг. При должном применении ИТ пользователь получает преимущества в скорости доставки и эффективности результатов, обратной связи, а также улучшении достоверности и надежности данных. Но при увеличении применения таких методов встают вопросы о безопасности ИТ-доставки ассесментов.
Цели данного стандарта состоят в том, чтобы обеспечить средства:
- показывающие, что результаты ассесментов справедливы и не ставят в невыгодное положение некоторые группы кандидатов, например, неграмотных в области ИТ;
- показывающие, что итоговая оценка результата была проведена с соблюдением требований безопасности и является подлинным результатом работы кандидата;
- показывающие, что справедливость ассесмента не изменилась при ИТ-доставке данных;
- свидетельствующие о безопасности проведения ассесмента, который может быть предоставлен в регламентирующие и финансирующие организации (в том числе в регулирующие органы в области образования и профессиональной подготовки или в промышленности);
- устанавливающие единый подход к правилам доставки, которые должны быть полезны для ассесмент-центров, взаимодействующих более чем с одним распространителем ассесмента;
- предоставляющие гарантии качества покупателям "стандартного" программного обеспечения для ассесмента.
Предполагается, что достижение этих целей будет способствовать повышению статуса ИТ-доставки ассесмента и программного обеспечения, поощрять их более широкое применение.
Пользователи должны обратить внимание на любые существующие особенности и законодательные нормы, охватывающие предметную область настоящего стандарта. Это может включать, но не ограничиваться им, законодательство, касающееся инвалидности, специальных образовательных потребностей, защиты информации, персональных данных, свободы информации, языка, здоровья и безопасности по отношению к оборудованию или рабочей обстановке.
Настоящий стандарт имеет форму указаний и рекомендаций. Пользователи стандарта несут непосредственную ответственность за их правильное применение.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, использующих информационные технологии для доставки ассесмента, включая, но не ограничиваясь перечисленным:
- университеты, колледжи, учебные центры и школы, оценивающие учащихся по результатам текущей деятельности и экзаменов;
- организации, занимающиеся доставкой и/или простановкой оценок на основе экзаменов;
- профессиональные организации, промышленные и другие организации, занимающиеся доставкой и/или простановкой оценок по профессионально-техническим (узкоспециализированным) предметам;
- производителей и распространителей ИТ-сертификационных тестов;
- ассесмент-центры, которые проставляют ассесмент локально;
- открытые, дистанционные ассесмент-центры и другие организации, которые могут заниматься простановкой оценок на нерегулярной основе;
- компании, занимающиеся тренингами, работодатели и правительственные/военные организации, проводящие ассесменты в рамках узкоспециализированного обучения или тренинга;
- организации, проводящие ассесменты по теме регулирования: например, финансовой компании может потребоваться оценить своих сотрудников на предмет знания собственного продукта или фармацевтической компании потребуется оценить свой персонал на знание техники безопасности;
- поставщики материалов для открытого и дистанционного обучения, в т.ч. онлайн-университеты, коммерческие издатели и распространители учебных материалов, которые включают ассесменты в их материал;
- составителям баз тестов, опросов и проверочных тестов.
Настоящий стандарт также предназначен разработчикам программного обеспечения для доставки ассесмента, которым нужно будет предоставить своим клиентам программный продукт, соответствующий требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт различает три основные роли в ИТ-доставке ассесмента:
- заказчики ассесмента, ответственные за результат и награждение сертификатами;
- распространители ассесмента, ответственные за ИТ-доставку ассесмента, включая разработку или выбор программного обеспечения для доставки ассесмента;
- ассесмент-центры, где данные мероприятия будут проведены.
Роли вовлеченных в различные этапы жизненного цикла ассесмента (см. 1.3) могут быть объединены различными способами в зависимости от участвующих организаций, при этом не все организации обязательно присутствуют во всех ролях. Таким образом, университет может объединять в себе роли заказчика ассесмента, распространителя ассесмента и ассесмент-центра, в то время как ассесменты, распространяемые организацией (являющейся в данном случае заказчиком и распространителем ассесмента), принимаются в ассесмент-центрах, которые являются отдельными организациями. Настоящий стандарт рекомендует действовать, сообразуясь с тремя вышеперечисленными ролями, независимо от типа организации. Сценарии, приведенные в приложении A, могут служить примером того, как данный подход работает на практике.
Роли различных организаций часто взаимосвязаны, особенно если речь идет о высокоуровневом ассесменте. К примеру, организация-распространитель может быть полностью ответственной за интеграцию всего процесса, включая мониторинг ассесмент-центров. Ассесмент-центры должны соответствовать требованиям распространителей ассесмента, особенно тем, которые являются специфическими для использования в ИТ.
Также следует отметить, что некоторые организации, к которым применим настоящий стандарт, должны в своей конкретной области соответствовать требованиям регулирующих органов в отношении разработки и проведения ассесмента, принимая во внимание педагогические аспекты. В случае, если кандидаты являются сотрудниками ассесмент-центра, то к ним могут применяться более конкретные законодательные требования.
1. Область применения
1.1 Общее
Настоящий стандарт дает рекомендации по использованию информационных технологий (ИТ) для доставки ассесмента кандидатам, регистрации и оценки их ответов. Область применения настоящего стандарта рассмотрена с трех позиций: типы ассесментов, этапы жизненного цикла ассесмента и конкретные ИТ-аспекты.
1.2 Типы ассесментов
Настоящий стандарт имеет отношение к широкому ряду ассесментов, включая:
- ассесменты, использующиеся в образовании (как в общем, так и в высшем), тренингах и оценке соответствия (например, соответствие законодательства, касающегося здоровья и безопасности или финансовых услуг);
- ассесменты, тестирующие знание, понимание и навыки (так называемые "тесты достижений"), но не психологические тесты личности;
- высокоуровневые ассесменты и экзамены, а также низкоуровневые ассесменты, использующиеся для обратной связи, выявления потребностей в обучении, самотестировании и корректирующем обучении;
- ассесменты, включающие обратную связь, а также те, что предоставляют только результат;
- тесты, как запланированные, так и по требованию;
- оба случая, когда оценка может быть поставлена компьютером или доставлена (но не оценена), т.е. когда задания доставляются посредством ИТ, но оценка проставляется человеком; исключая случаи, когда ИТ используется для оценивания открытых ответов со свободным вводом текста ("эссе" и тому подобное);
- широкий ряд ассесментов, связанных с владением компьютером, включающих не только "объективные тесты" (множественный выбор, разные типы элементов), но также тесты, определяющие навыки работы с клавиатурой и использования программного обеспечения.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>