Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 17 ноября 2015 г. N 1833-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЭТАЛОННАЯ
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ И СВЯЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Information technologies. Learning, education
and training. Conceptual reference model for competency
and related objects
(ISO/IEC TR 24763:2011, MOD)
ГОСТ 33244-2015
(ISO/IEC TR 24763:2011)
Группа П80
МКС 35.240.99
Дата введения
1 ноября 2016 года
Предисловие
Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1833-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33244-2015 (ISO/IEC TR 24763:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному документу ISO/IEC TR 24763:2011 Information technologies for learning, education and training - Conceptual reference model for competency and related objects (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов) путем исключения справочных приложений A, B, C, D.
Перевод с английского языка (en).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного документа ISO/IEC TR 24763:2011 приведено в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - модифицированная (MOD)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Предисловие
ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) образуют специализированную систему всемирной стандартизации. Национальные органы, являющиеся членами ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов через технические комитеты, признанные соответствующими организациями для рассмотрения технической деятельности в конкретных областях. Технические комитеты ИСО и МЭК сотрудничают в областях, представляющих взаимный интерес. Другие международные организации, государственные и негосударственные, взаимодействуют с ИСО и МЭК, а также принимают участие в их работе. В области информационных технологий ИСО и МЭК учредили совместный технический комитет ИСО/МЭК СТК1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в инструкциях ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей совместного технического комитета является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые совместным техническим комитетом, рассылаются национальным органам на голосование. Публикация в качестве международного стандарта требует одобрения по меньшей мере 75% национальных органов, участвующих в голосовании.
В исключительных случаях, совместный технический комитет может предложить публикацию стандарта одного из следующих типов:
- тип 1, когда необходимая поддержка не может быть получена на издание международного стандарта, несмотря на многократные попытки;
- тип 2, когда объект находится в стадии технического развития или по каким-либо другим причинам, но нет возможности прийти к соглашению о международном стандарте в данный момент;
- тип 3, когда совместный технический комитет собрал данные другого рода, отличные от того, что обычно публикуются в качестве международного стандарта.
Технические документы типов 1 и 2 рассматриваются в течение трех лет после публикации, чтобы принять решение, могут ли они быть преобразованы в международные стандарты.
Технические документы типа 3 могут не пересматриваться, до тех пор, пока предоставляемые данные считаются действительными или полезными.
Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несет ответственность за выявление патентных прав.
Введение
Есть несколько существующих и реализованных моделей, обеспечивающих информацию о компетенциях, связанных с получением знаний, навыков, способностей, квалификаций, производительностей, целей обучения и других связанных объектов. Некоторые из этих моделей несовместимы, из-за отсутствия ясности и последовательности семантики. Основной целью стандарта является предоставление информационных технологий в обучении, образовании и подготовке кадров (ITLET) в виде концептуальной эталонной модели (CRM), которая будет поддерживать согласованность и повышение взаимопонимания и взаимодействия различных существующих информационных моделей компетенций по обучению, образованию и подготовки кадров (LET).
Настоящий стандарт поддерживает эталонную концептуальную модель ITLET и процессы, которые могут быть использованы для сравнения и разрешения обмена информацией между различными информационными моделями через сообщества LET. Концептуальная эталонная модель ITLET общая точка отсчета, с помощью которой различные и несовместимые источники информации могут, в конечном счете, быть согласованы. Это также может быть использовано в качестве основы для сборки новых моделей и связанных с ними работ по стандартизации.
Понятие стандартизации это то, для чего концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как "фундамент" моделирования для дополнения принятых уже уровней 1) семантической модели и мета-моделей, 2) информационной модели, 3) модели данных. Это определяет фреймворк для построения потенциальных информационных моделей отношения для компетенций как представлено в информационных технологических системах LET для поддержки классов и свойств, которые объединяются (обобщаются) для нескольких (многих) случаев использования и отображения существующих метаданных на эти классы. Эти классы и свойства поддерживают реперные точки для атрибутов и информационных структур входящих в информационную модель. Информационные модели, в свою очередь, могут быть использованы для разработки фреймворка и для разработки связи различных по структуре данных и форматов.
Стандарт поддерживает общую модель и формат для пояснения типов логической информации и отношений, что используются в информационных технологических системах LET, лежащих в основе информационных систем связанных с компетенциями, использующихся организациями LET и их доверенными сообществами. Важно отметить, что стандарт имеет цель пояснить логику типов информации и взаимоотношений, используемых в информационных технологических системах организаций LET, и их объединение в правила управления, разработки, описания, переноса или оценки информации о компетенции или других связанных объектов.
Проблемы, которые были определены, включают (но не ограничивают) потребность в стандартах для размещения сложных информационных структур компетенций, поддержки адекватной связи для информации о компетенции, которая находится в различных IT-системах, обеспечивающих поддержку для сравнения информации о компетенции, через различные сообщества и контексты, разрешения для мониторинга и обновления информации о компетенции связанной с индивидуальными (конкретными) учащимися.
IT-системы управления информацией о компетенциях сталкиваются со множеством проблем представленных ниже:
- Не существует единого определения компетенции принятого всеми. Вместо этого многие определения используют различные структуры и словари, описывающие различные уровни компетенции.
- Было высказано предположение, что компетенция является не наблюдаемой сущностью, и, следовательно, не может быть прослежена, измерена или записана.
- IT-системы могут быть спроектированы, разработаны и реализованы с определенным обозначением для понимания информации о компетенции: в зависимости от контекста, в котором она используется (см. раздел 8).
- IT-системы необходимы для обеспечения эффективной и экономной поддержки для описания компетенции нескольких уровней абстракции в различных форматах.
- IT-системы могут потребоваться в соответствии с международными, национальными и региональными законодательными требованиями.
- Информация о компетенции может быть связана с конкретными лицами и может быть использована для создания решений связанных с занятостью, продвижению по службе, признания, аккредитации и т.д. В случае, когда компетенция информации связана с идентифицируемой личностью, то защита личной информации этого человека имеет большое значение.
Область применения
Область применения ISO/IEC TR 24763 включает:
a) Помощь в понимании компетенции, как это определяется и соблюдается в IT-системе, описание и процесс, в котором концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как общая точка привязки, для облегчения обмена и управления информацией в IT-системах, которые поддерживают управление, разработку, описание, передачи или оценки информации о компетенции или других соответствующих объектов.
b) Использование инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая включает в себя следующие пункты:
- Концептуальная эталонная модель ITLET, которая включает в себя классы сущностей и связей, содержащая такие понятия как компетенция, актер, действие, результат, оценка, процесс оценки, и другие связанные с ним понятия или объекты.
- Процедура сбора информации в отношении отдельных случаев использования.
- Процесс описания информации о компетенции с различными системами и получение модели информационной системы.
- Общая информация и подробные примеры применения инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая позволяет разработать информационные модели, определения объектов информации о компетенции и записей информации о компетенциях.
c) Руководство по вопросам процессов оказания помощи в обмене информацией о компетенциях между и среди информационных технологических систем
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>