Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 18 ноября 2015 г. N 1849-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ "ШЕСТЬ СИГМ"
ЧАСТЬ 1
МЕТОДОЛОГИЯ DMAIC
Statistical methods. Quantitative methods in process
improvement "Six Sigma". Part 1. DMAIC methodology
ISO 13053-1:2011
Quantitative methods in process improvement - Six Sigma -
Part 1: DMAIC methodology
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015
ОКС 03.120.30
Дата введения
1 июля 2016 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Применение статистических методов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. N 1849-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 13053-1:2011 "Количественные методы улучшения процессов. Шесть сигм. Часть 1. Методология DMAIC" (ISO 13053-1:2011 "Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 1: DMAIC methodology").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 13053-1-2013
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Целью методологии "Шесть сигм" является совершенствование бизнеса и показателей качества продукции, а также получение более высокой прибыли путем решения серьезных проблем, которые иногда существуют в течение длительного периода времени. В основе подхода лежит стремление организации достичь высокой конкурентоспособности без ошибок и ненужных затрат. Многие проекты "Шесть сигм" направлены на уменьшение потерь. Некоторые организации требуют, чтобы их персонал использовал методологию "Шесть сигм", и требуют того же от своих поставщиков. Методология "Шесть сигм" основана на процессном подходе и сосредоточена на достижении стратегических целей бизнеса.
В методологии "Шесть сигм" мало нового с точки зрения используемых методов. Среди прочих, методология использует статистические методы и, таким образом, имеет дело со случайными событиями и принятием решений в условиях неопределенности. Следовательно, нормальной практикой считается согласование общей программы "Шесть сигм" с планами менеджмента риска и деятельности по предотвращению появления дефектов.
Отличие данной методологии повышения качества от других состоит в том, что для каждого проекта до начала его реализации должно быть подготовлено обоснование. В методологии "Шесть сигм" использован язык бизнеса, а философия методологии состоит в повышении удовлетворенности потребителя за счет предотвращения и исключения возможности появления дефектов и в результате увеличении прибыльности бизнеса организации.
Еще одним отличием методологии является особая структура обычного распределения функций (игра в присвоение "поясов" по аналогии с карате) и соответствующих обязанностей. Требование наличия у каждого проекта соответствующего обоснования, единый подход, в соответствии с которым проверяют все проекты, четко определенная методология (DMAIC), которую проверяют по всем проектам, являются дополнительными элементами методологии.
Область применения настоящего стандарта ограничена только рассмотрением улучшения существующих процессов. Она охватывает методологию DFSS (планирование новой продукции и услуг на основе методологии "Шесть сигм") и модернизацию процесса, в котором не полностью реализована методология DMAIC и сертификации. Возможны также ситуации, когда любая дальнейшая работа с существующим процессом невозможна по техническим или по финансовым причинам.
Стандарты серии ИСО 13053 образуют комплекс стандартов, направленных как на улучшение существующих, так и на разработку новых процессов для достижения уровней качества "Шесть сигм" и выше.
1. Область применения
В настоящем стандарте установлена методология совершенствования бизнеса "Шесть сигм". Методология DMAIC включает пять этапов: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль <1>.
--------------------------------
<1> Английская аббревиатура DMAIC - define, measure, analyse, improve and control.
В настоящем стандарте представлены рекомендации по выбору предпочтительного или наилучшего метода выполнения каждого этапа методологии DMAIC при реализации проекта "Шесть сигм". В стандарте также даны рекомендации по управлению проектами "Шесть сигм", установлены требования к функции, необходимому опыту и процессу обучения персонала, участвующего в выполнении проекта. Методология применима как к организациям, реализующим производственные процессы, так и к организациям, работающим в сфере услуг и продаж.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:
ИСО 13053-2 Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 2. Методы и приемы (ISO 13053-2, Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 2: Tools and techniques)
3. Обозначения и сокращения
3.1 Обозначения
c - число дефектов (несоответствий);
- математическое ожидание генеральной совокупности (характеризует положение процесса);
- "сдвиг" математического ожидания генеральной совокупности (характеризует "сдвиг" положения процесса);
nCTQS - количество характеристик, критичных для качества;
nunits - количество исследованных единиц продукции;
p - доля несоответствующих единиц продукции;
R - выборочный размах;
Rmoving - скользящий размах (разность двух последовательных наблюдений);
- среднеквадратическое отклонение генеральной совокупности;
u - число дефектов (несоответствий) на единицу продукции;
X - значение наблюдаемой характеристики;
- среднее арифметическое значение в выборке (выборочное среднее);
YDPMO - расчетное значение числа дефектов на миллион возможных дефектов;
z - случайная величина, подчиняющаяся стандартному нормальному распределению;
Zvalue - количество сигм.
3.2 Сокращения
5S - система организации и рационализации рабочего места (акроним от японских слов Сэири, Сэитон, Сэисо, Сэикэцу, Сицукэ, означающих: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование);
5-WHY - метод изучения возможных причин проблемы (5-почему);
8D - метод решения проблем качества процесса или продукции с помощью 8 шагов;
ANOVA - дисперсионный анализ;
C&E - причинно-следственная диаграмма;
COPQ - затраты на низкое качество;
COQ - затраты на обеспечение качества;
CTC - критерий стоимости;
CTQ - критерий качества;
CTQC - характеристика, критичная для качества;
DMAIC - определение, измерение, анализ, улучшение, контроль;
DOE - планирование эксперимента;
DPMO - число дефектов на миллион возможных дефектов;
EVOP - эволюционное планирование;
FMEA - анализ видов и последствий отказов;
FTA - анализ дерева отказов;
KPI - ключевой показатель эффективности;
KPIV - ключевая входная переменная процесса;
KPOV - ключевая выходная переменная процесса;
MCA - многомерный анализ соответствий;
MSA - анализ измерительных систем;
NPR - количество отчетов о проблеме;
OTD - своевременная доставка;
ppm - число дефектных единиц продукции на миллион единиц продукции;
QFD - развертывание (структурирование) функции качества;
RACI - анализ, исполнение, ответственность, консультирование, информирование;
RR - доля возвратов;
RTY - штучный сквозной выход;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>