Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 5 декабря 2016 г. N 1936-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ЧАСТЬ 3
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Innovation Management. Part 3. Innovation thinking
(CEN/TS 16555-3:2014, IDT)
ГОСТ Р 56273.3-2016/CEN/TS 16555-3:2014
ОКС 03.100.40
03.100.50
Дата введения
1 июня 2017 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2016 г. N 1936-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу СЕН/ТС 16555-3:2014 "Инновационный менеджмент. Часть 3. Инновационное мышление" (CEN/TS 16555-3:2014 "Innovation Management. Part 3: Innovation thinking", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Инновационное мышление - это структурированный подход, в рамках которого ведется поиск информации, аналитических материалов, представлений и наилучших практик для их возможного использования с целью максимизации потенциальных возможностей и решения проблем, что позволяет добиваться преимуществ и желаемого результата на рынке. Данный подход может дополнять другие методы, применяемые в сфере инноваций.
Указанный подход является контекстно-зависимым, в его основу положены принципы постоянного развития и совершенствования базы знаний, которая в дальнейшем может использоваться для выявления и закрепления тех изменений, которые будут обладать наибольшей экономической эффективностью и устойчивостью, а также социальной и/или экологической ценностью с точки зрения достижения намеченных целей организации.
Организации, которые воспринимают инновационное мышление как часть своей движущей силы, должны разрабатывать такие адаптивные качества (преимущества), которые помогут им стать более универсальными на рынке и создать большую ценность для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Практические примеры (кейсы) приведены в приложении A.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по внедрению подходов, связанных с инновационным мышлением, которые могут использоваться на всех уровнях управления организации.
В настоящем стандарте приведены рекомендации по интеграции основополагающих положений инновационного мышления в практическую деятельность любой организации, что позволяет обеспечить сбалансированность рисков и рентабельности (эффективности) бизнеса, соответствующих выбранным возможностям или проблемам. Данный подход предоставляет руководству организации возможность оценки предполагаемых конечных результатов и определения "наилучшей" на сегодняшний день стратегии развития организации.
Данный подход можно использовать для всех типов и размеров организаций, включая малые и средние предприятия. Настоящий стандарт особенно полезен тем, кто отвечает за реализацию и внедрение системы инновационного менеджмента в организациях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
CEN/TS 16555-1:2013, Innovation Management - Part 1: Innovation Management System (Менеджмент инноваций. Часть 1. Система инновационного менеджмента)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используется следующий термин с соответствующим определением.
3.1 инновационное мышление (innovation thinking): Подход, применяемый для поиска потенциальных возможностей и решения проблем, и обеспечивающий получение более желаемых или более качественных конечных результатов (по сравнению с существующими).
4 Инновационное мышление
4.1 Общие положения
Инновационное мышление представляет собой итеративный и интерактивный подход, требующий взаимодействия с множеством участников внутри и вне организации. В рамках данного подхода применяются ускоренные открытые процессы обучения для создания разнообразных возможностей, а также для выявления и устранения на ранних стадиях факторов неэффективности работы. Для исследования альтернативных решений и их комбинаций с целью получения лучшего конечного результата в данном подходе используются творческие и логические способности человеческого мозга (мышления).
Инновационное мышление исходит из применения инженерного проектирования, а именно проектировочного мышления, которое традиционно опирается на вопросы проектирования (разработки) продукта. Инновационное мышление определяет методологию, которая сформирована на основе углубленного понимания потребностей человека и конечных результатов организации, которые необходимо достигнуть. Она включает в себя творческий процесс создания возможных решений и итеративный процесс тестирования предлагаемых решений. Данные действия связаны с существующими технологиями и практическими ограничениями бизнеса. Более глубокое изучение содержания инновационного мышления предполагает переход от подхода, ориентированного на проектирование конкретного вида продукции, к более широкому применению в различных областях, что распространяется на все виды инноваций: продуктовую (услуги и товары, материальные и нематериальные), процессную (методы производства, процедуры и карты технологического процесса), организационную (схемы управления и трудовые отношения), и маркетинговую (маркетинг, системы распределения и бизнес-модели).
Инновационный процесс начинается с того момента, когда становится очевидной возможность получения более желательных конечных результатов, однако характер этих результатов и пути их достижения недостаточно ясны, а риск их недостижения является неотъемлемой частью данного процесса. Таким образом, когда задача менеджмента включает в себя риск и неопределенность, подход инновационного мышления может принести явную пользу.
Данный подход требует углубленного понимания конкретной проблемы или потенциальных возможностей (выгод) для организации, которые могут быть реализованы при их разделении на ключевые элементы (составляющие). Необходимо также расширять свои представления о всех типах потенциальных потребителей. Дальнейшие этапы связаны с применением и интеграцией потребностей потребителей с соответствующими технологиями и коммерческими ограничениями, тем самым выявляя конечные результаты, которые будут создавать ценность для целевых потребителей. Подход к инновационному мышлению можно использовать для поддержки системы инновационного менеджмента (см. СЕН/ТС 16555-1, пункт 11.3).
Инновации всегда сопряжены с рисками, однако испытанные и проверенные методы проектирования позволяют контролировать существующие риски от принятия необоснованных решений на относительно ранней стадии, еще до того, как будут приняты основные обязательства по инвестициям. Данный подход к проектированию является экономически эффективным с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (однако определенным), в рамках ограниченного количества ресурсов организации.
Конкретные примеры (кейсы) приведены в приложении A.
4.2 Ключевые факторы инновационного мышления
К ключевым факторам инновационного мышления относятся контекст (общая ситуация в организации), человеческие ресурсы, факторы содействия (благоприятные условия, создающие возможности) и имеющиеся ограничения. Именно взаимодействие (в комбинации) между этими четырьмя факторами и соотношение их реальных возможностей формирует подход к инновационному мышлению, приемлемый для данной организации.
К ключевым факторам инновационного мышления относятся:
- контекст (общая ситуация в организации): какие благоприятные возможности или решение какой проблемы организация стремится найти для достижения новых и более качественных результатов? Для получения более подробной информации см. СЕН/ТС 16555-1, раздел 4;
- человеческие ресурсы: рынки, рабочая сила, поставщики, те, кто имеют проблемы, кому пойдет на пользу принятое решение или на кого оно будет влиять (т.е. те, кто будет непосредственно оценивать инновации (получать выгоды от инноваций), например, пользователи/клиенты/заказчики/рынки/отрасли/рабочая сила/поставщики/партнеры). Для получения более подробной информации см. СЕН/ТС 16555-1, раздел 4;
- факторы содействия (благоприятные условия, создающие возможности): то, что сделает возможным получение требуемых результатов (т.е. то, что создает "позитивные" условия для изменений, например, модели поведения, характеристики, величины, подходы, навыки, необходимые для того, чтобы сделать невозможное возможным);
- ограничения: то, что создает барьеры, препятствующие реализации благоприятных возможностей и подлежит детальному изучению/преодолению (например, "негативные" условия для изменений или реалий бизнеса, например, отрицательно влияющие на рентабельность, рыночную и технологическую привлекательность).
4.3 Модели поведения и компетенции
4.3.1 Общие положения
С тем, чтобы создание инноваций было более успешным, внедрение инновационного мышления должно сопровождаться разработкой определенных моделей поведения (заранее определенных реакций на внешнее воздействие) и компетенций, которые будут обеспечивать поддержку и формирование подхода к выбору, проектированию и проработке наиболее важных и желаемых результатов для реализации потенциальных возможностей, что позволит использовать "ориентированный на пользователя" подход, и обеспечить в организации более глубокое понимание ключевых факторов инновационного мышления.
4.3.2 Модели поведения
Модели поведения, приведенные далее, обеспечивают условия для эффективного функционирования рабочей среды, в которой может успешно развиваться инновационное мышление и которая может способствовать получению приемлемых результатов:
- создание благоприятных условий для возможностей роста потенциала и развития: модель, заключающаяся в предоставлении сотрудникам возможности руководить и наделении их полномочиями, расширением прав, тем самым предоставляя им пространство, время, поддержку и навыки, необходимые для творческого поиска новых путей создания чего-либо. Данная модель также содержит систему мотиваций (стимулирующую основу), которая должна поощрять/штрафовать за
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>