Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 10 ноября 2016 г. N 1675-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕНАЖЕРЫ АВИАЦИОННЫЕ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Flight simulation training devices. Terms and definitions
ГОСТ Р 57259-2016
ОКС 01.040.49
49.020.00
03.220.50
Дата введения
1 июня 2017 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), Союзом авиапроизводителей России (САП), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2016 г. N 1675-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин. Термины-синонимы приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке по группам.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения, приведенные в разделе 2 настоящего стандарта, могут также быть использованы для целей классификации авиационных тренажеров.
В настоящем стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, и иноязычные эквиваленты - светлым.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области авиационных тренажеров.
Приведенные термины гармонизированы с документами ICAO [1], [2]
2 Термины и определения
2.1 Общие термины
2.1.1 авиационный тренажер: Тренажер для освоения летным составом в наземных условиях образцов авиационной техники, повышения квалификации, исследований, подготовки к полетам и тренировки.
Примечание - Наряду с термином "авиационный тренажер" используется также термин "тренажерное устройство имитации полета". В тех случаях, когда область применения термина однозначно определена, может использоваться термин "тренажер".
2.1.2 авиационный тренажерный имитатор: Устройство или программно-аппаратный комплекс, имитирующие на авиационном тренажере функционирование отдельных элементов оборудования воздушного судна (систем, приборов и т.п.), осуществляющие контроль их отказов, а также создающие эффекты, связанные с физиологическими факторами.
Примечания
1 Термин "авиационный тренажерный имитатор" вводится взамен термина "авиационный тренажный имитатор", используемого в ГОСТ 21659-76.
2 Наряду с термином "авиационный тренажерный имитатор" используются также термины "тренажерный имитатор" и "имитатор" в тех случаях, когда область применения термина однозначно определена.
3 Наиболее часто употребляемые виды авиационных тренажерных имитаторов, для которых используются специальные термины, приведены ниже.
2.1.2.1 имитатор акустических шумов: Тренажерный имитатор, воспроизводящий в кабине авиационного тренажера шум самолета (вертолета), его силовой установки и других систем.
Примечание - Наряду с термином "имитатор акустических шумов" используются также термины "система имитации акустических шумов".
2.1.2.2 имитатор (внешней) визуальной обстановки: Тренажерный имитатор, воспроизводящий (внешнюю) визуальную обстановку, соответствующую реальной.
Примечание - Наряду с термином "имитатор внешней визуальной обстановки" используются также термины "система отображения внешней визуальной обстановки" и "система визуализации".
2.1.2.3 имитатор акселерационных воздействий: Устройство, обеспечивающее перемещение кабины тренажера в пространстве в соответствии с моделируемым движением воздушного судна.
Примечание - Наряду с термином "имитатор акселерационных воздействий" используются также термины "система имитации акселерационных воздействий" и "система подвижности".
2.1.2.4 имитатор вибрационных эффектов: Тренажерный имитатор, воспроизводящий в кабине экипажа тряску кресла пилота при движении воздушного судна по взлетно-посадочной полосе, а также при полете на критических режимах и при вибрации вертолета.
Примечание - Наряду с термином "имитатор вибрационных эффектов" используются также термины "система имитации вибрационных воздействий" и "имитатор тряски".
2.1.2.5 имитатор динамики полета: Тренажерный имитатор, моделирующий в наземных условиях движение воздушного судна.
2.1.2.6 имитатор силовой установки: Тренажерный имитатор, осуществляющий имитацию работы авиадвигателя (авиадвигателей) и обслуживающих его систем воздушного судна.
2.1.2.7 имитатор загрузки рычагов управления воздушным судном: Тренажерный имитатор, воспроизводящий нагрузку на рычагах управления в зависимости от их перемещения и режима полета воздушного судна.
Примечание - В контексте настоящего стандарта используется понятие "рычаг управления", определяемое как элемент системы управления, на который непосредственно воздействует пилот, прикладывая к нему усилия и перемещая его в процессе пилотирования воздушного судна (например, штурвал, педали, ручка управления циклическим шагом и т.п.), в отличие от "органов управления", представляющих собой элементы конструкции воздушного судна, оказывающие непосредственное влияние на изменение сил и моментов, действующих на воздушное судно (например, элероны, руль направления, руль высоты у самолета, автомат перекоса у вертолета и т.п.) (аналогично ГОСТ 22448-77, раздел 6). Данное разделение понятий устраняет неоднозначность при определении критериев оценки точности моделирования, вводимых как для рычагов управления, так и для органов управления.
2.1.2.8 имитатор авиационного прибора: Тренажерный имитатор, воспроизводящий работу какого-либо авиационного прибора.
Примечание - Наряду с термином "имитатор авиационного прибора" используется также термин "имитатор прибора".
2.1.2.9 имитатор системы воздушного судна: Тренажерный имитатор, воспроизводящий работу какой-либо системы воздушного судна, в том числе ее вклад в информационное поле, формируемое в кабине экипажа, и ее влияние на функционирование других систем.
Примечание - В зависимости от типа системы, функционирующей на борту воздушного судна, в составе тренажера при необходимости реализуется имитатор соответствующей системы, например: "имитатор комплекса противопожарной защиты воздушного судна" - тренажерный имитатор, осуществляющий имитацию работы пожарной сигнализации и комплекса противопожарной защиты воздушного судна.
Аналогично вводятся понятия "имитатор воздушной системы", "имитатор топливной системы", "имитатор системы электроснабжения", "имитатор радиолокационного оборудования", "имитатор оборудования связи" и т.п.
2.1.3 эксплуатант авиационного тренажера: Физическое лицо, организация или предприятие, владеющее тренажером на законном основании и несущие прямую ответственность перед органами исполнительной власти, уполномоченными в области авиации, за поддержание этого тренажера в состоянии, соответствующем его квалификационному уровню.
2.1.4 пользователь авиационного тренажера: Физическое лицо, организация или предприятие, осуществляющие подготовку летного состава и проверку уровня подготовки с использованием авиационного тренажера.
2.1.5 кабина авиационного тренажера: Установка, в которую входят макет кабины экипажа воздушного судна (ВС), рабочие места инструктора и инспектора (наблюдателя).
2.1.6 макет кабины экипажа: Точная копия или имитация рабочего места члена экипажа на авиационном тренажере, по размерам, составу, размещению и функционированию оборудования воспроизводящие кабину экипажа воздушного судна.
2.1.7 утвержденные данные: Данные о летно-технических характеристиках воздушного судна, полученные с использованием надлежащих процедур и утвержденные органом исполнительной власти, уполномоченным в области авиации.
2.1.8 данные летных испытаний: Летно-технические характеристики, характеристики устойчивости и управляемости и другие необходимые параметры воздушного судна, полученные изготовителем воздушного судна (или другим утвержденным поставщиком данных) в процессе летных испытаний.
2.1.9 контрольные данные: Данные, используемые для доказательства соответствия технических характеристик авиационного тренажера аналогичным характеристикам воздушного судна.
2.1.10 контрольные данные инженерного моделирования: Контрольные данные, полученные с помощью инженерного моделирования и одобренные органом исполнительной власти, уполномоченным в области авиации в составе Руководства по квалификационным испытаниям.
2.1.11 контрольные данные летных испытаний: Данные летных испытаний, используемые для сравнения с аналогичными параметрами авиационного тренажера в процессе проведения квалификационных испытаний и подготовки Руководства по квалификационным испытаниям.
2.1.12 карта контрольных данных: Документ поставщика контрольных данных воздушного судна, в котором указываются наилучшие возможные источники данных для проведения всех требуемых квалификационных испытаний согласно Руководству по квалификационным испытаниям.
Примечания
1 Возможные источники данных обычно указывают в формате матрицы.
2 В карту контрольных данных должны быть включены подтверждения достоверности данных, касающихся типа двигателя и режимов его работы, статуса
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>