Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 3 августа 2017 г. N 798-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ И ОБОДЬЯ АВИАЦИОННЫЕ
ЧАСТЬ 2
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ШИН
Aircraft tyres and rims. Part 2.
Test methods for tyres
(ISO 3324-2:2013, IDT)
ГОСТ ISO 3324-2-2017
МКС 83.160.20
Дата введения
1 июля 2019 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ"), Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 "Продукция нефтехимического комплекса" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2017 г. N 96-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Украина UA Минэкономразвития Украины
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2017 г. N 798-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 3324-2-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 3324-2:2013 "Авиационные шины и ободья. Часть 2. Методы испытаний шин" ("Aircraft tyres and rims - Part 2: Test methods for tyres", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 8 "Авиационные шины и ободья" технического комитета по стандартизации ISO/TC 31 "Шины, ободья и вентили" Международной организации по стандартизации ISO.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний новых и восстановленных авиационных шин следующих категорий:
a) низкоскоростных шин, эксплуатируемых при наземных скоростях до 104 узлов (120 миль/ч);
b) высокоскоростных шин, эксплуатируемых при наземных скоростях свыше 104 узлов (120 миль/ч).
Примечание - 1 узел = 1,852 км/ч = 1,1508 миль/ч.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ISO 4223-1, Definitions of some terms used in the tyre industry - Part 1: Pneumatic tyres (Определения некоторых терминов, применяемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ISO 4223-1.
4 Обозначения
L0 - нагрузка на шину в начале взлета (не менее номинальной нагрузки), фунты;
- нагрузка на шину в начале взлета на кривой рабочих нагрузок, фунты;
L1 - испытательная нагрузка на шину при качении, фунты;
- рабочая нагрузка на шину при качении, фунты;
L2 - нагрузка на шину при взлете (при отрыве шины от барабана), фунты;
S0 - скорость в начале взлета, мили/ч;
S1 - скорость при качении, мили/ч;
S2 - скорость шины при взлете (при отрыве шины от барабана) (не менее номинальной скорости), мили/ч;
T0 - время в начале взлета, с;
T1 - время при постоянной испытательной нагрузке, с;
T2 - время качения, с;
T3 - время в момент взлета, с.
5 Подготовка шины к испытаниям (обкатка)
5.1 Кондиционирование шины
Перед обкаткой шину кондиционируют, монтируя шину на соответствующий обод и накачивая до номинального давления. Выдерживают шину в таком состоянии 12 ч при температуре окружающей среды от 16 °C до 37,8 °C.
5.2 Внутреннее давление в шине и температура окружающей среды
После выдержки шины в течение 12 ч на соответствующем ободе, как указано в 5.1, доводят давление в шине до номинального и проверяют манометром, откалиброванным с точностью до 1%. Все испытания проводят при температуре окружающей среды от 16 °C до 37,8 °C.
5.3 Процедура обкатки - статический метод
Процедура предварительной подготовки шины заключается в обжатии шины с номинальным внутренним давлением вертикальной нагрузкой на плоскую жесткую поверхность до достижения прогиба шины на 50% высоты профиля. После этого нагрузку снимают. Данную процедуру проводят на двух равномерно распределенных по шине участках, при этом осевые линии пятен контакта должны располагаться через 180° по окружности шины.
5.4 Процедура обкатки - динамическое или переменное статическое испытание
Процедура обкатки шины заключается в подготовке шины, при которой шину накачивают до ее номинального давления с поправкой на кривизну барабана и выполняют пять циклов "взлета" с номинальной нагрузкой, с применением кривой нагрузка - скорость - время, соответствующей используемому самолету.
6 Статические испытания
6.1 Разрывное давление (испытание на прочность внутренним гидравлическим давлением)
Монтируют шину на испытательное колесо достаточной прочности и с медленной скоростью накачивают ее водой до минимального установленного разрывного давления.
Выдерживают шину при этом давлении 3 с без разрушений.
Продолжают накачивать шину с низкой скоростью до разрыва.
Испытание на разрывное давление бескамерных шин можно проводить с установленной внутри шины камерой.
6.2 Давление посадки шины на обод
Давление посадки шины на обод определяют следующим способом.
Зачищают площадь контакта колеса до появления металлической поверхности.
К борту шины с помощью тонкой диэлектрической изоляционной клейкой ленты (см. рисунок 1) прикрепляют три медные или стальные прокладки под углом 120° друг к другу. Лента должна изолировать прокладки от верхней части обода.
1 - борт шины; 2 - медные или стальные прокладки
толщиной 0,05 мм (0,002 дюйма); 3 - тонкая диэлектрическая
изоляционная клейкая лента; 4 - зазор в ленте; 5 - колесо
Рисунок 1 - Определение давления посадки шины
на обод - электрический метод
Используют источник тока с двумя проводниками, к одному из которых (зафиксированному) подсоединяют лампочку или омметр; второй провод используют в качестве щупа для контакта с тремя прокладками поочередно.
Накачивают шину, повышая пошагово (ступенчато) давление. После каждого шага поочередно касаются щупом каждой прокладки. Загорание лампочки или показание омметра, равное нулю, на всех трех прокладках означает, что шина полностью прилегает к ободу при установленном давлении. Регистрируют это давление
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>