Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 5 октября 2017 г. N 1337-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ЛИЦАМ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТИЙ
Social services of the population. Quality control of social
services given of persons without the certain place
of residence and employment
ГОСТ Р 53555-2017
Группа Т50
ОКС 03.080
Дата введения
1 января 2018 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2017 г. N 1337-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53555-2009
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые лицам без определенного места жительства и занятий (далее - бездомные граждане) государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса предоставляемых социальных услуг бездомным гражданам.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 53064 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 социальное обслуживание граждан (социальное обслуживание): Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
3.2 социальная услуга: Действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
3.3 получатель социальных услуг: Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
3.4 поставщик социальных услуг: Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание.
4. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий
4.1. Общие положения
4.1.1 Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления поставщиками социальных услуг этих услуг и их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем бездомных граждан, или нематериальной, определяющей степень улучшения морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем бездомных граждан).
4.1.2 Контроль качества социальных услуг бездомным гражданам проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям [1] - [3], ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52496 и ГОСТ Р 53064.
4.1.3 Правила, состав и содержание контроля качества услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в ГОСТ Р 53064.
4.1.4 Учреждениям, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при определении в своих положениях, уставах и других документах состава, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг бездомным гражданам, следует руководствоваться положениями настоящего стандарта.
4.2. Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг
Установлению в настоящем стандарте правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных видов бездомным гражданам предшествует изложение порядка и правил контроля основных факторов, непосредственно влияющих на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относятся:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, правилах и порядке предоставления услуг получателям социальных услуг учреждения;
- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
Контроль указанных выше факторов проводят по ГОСТ Р 52496-2005 (подраздел 4.2).
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг
4.3.1 Контроль качества услуг по приему, учету и временному размещению бездомных граждан осуществляют путем проверки, в какой мере учтены при их размещении пол, возраст, психическое и физическое состояние, психологическая совместимость, соответствуют ли состояние и размеры жилых помещений санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, а также требованиям по приспособленности (доступности) этих помещений для инвалидов.
4.3.2 При контроле качества услуг, связанных с предоставлением койко-мест, мебели, инвентаря, обеспечением постельными принадлежностями и предметами личной гигиены, проверяют, всем ли необходимым обеспечены бездомные граждане, насколько удобны в пользовании мебель, инвентарь и постельные принадлежности, учтено ли при их подборе физическое состояние обслуживаемых бездомных граждан (болезнь, малоподвижность и т.д.).
4.3.3 Качество услуг по предоставлению бесплатного горячего питания в период пребывания в учреждении проверяют на предмет его соответствия требованиям утвержденного руководителем учреждения Положения о порядке предоставления бесплатного питания (талонов) в учреждении социального обслуживания бездомных граждан по ассортименту, нормам выдачи, калорийности, санитарно-гигиеническим нормам, а также устанавливают, было ли учтено при его предоставлении физическое состояние бездомных граждан - получателей социальных услуг учреждения.
4.3.4 При контроле качества услуг по уходу и наблюдению за бездомными гражданами пожилого возраста, в том числе инвалидами - получателями социальных услуг учреждения, проверяют полноту охвата нуждающихся в уходе и наблюдении, своевременность и полноту оказания услуг, удовлетворенность ими получателей социальных услуг.
4.3.5 Качество услуг, предоставляемых прачечной по стирке белья, чистке одежды, а также услуг парикмахерских контролируют путем проверки, своевременно ли и в полном ли объеме проведены стирка белья, чистка одежды и обслуживание бездомных граждан парикмахерскими, отсутствия претензий к этим услугам.
4.3.6 При контроле качества услуг, связанных с предоставлением помещений и созданием условий для отправления религиозных обрядов, проверяют, насколько строго учтены при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояние верующих бездомных граждан, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допущены ли ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, не нарушен ли при проведении обрядов внутренний распорядок работы учреждения и не ущемлены ли интересы атеистов.
4.3.7 Качество услуг по оформлению документов для направления бездомных граждан в учреждения стационарного социального обслуживания или иные учреждения стационарного обслуживания (по показаниям) контролируют путем проверки, насколько правильно, полно и своевременно оформляют и отправляют документы, соответствует ли это направление конкретным показаниям, нет ли претензий у бездомных граждан к качеству и объему этих услуг.
4.3.8 Контроль качества услуг по содействию в отправке к прежнему либо вновь избранному месту жительства в части сроков отправки и выбора транспортных средств (кроме воздушного транспорта) осуществляют путем проверки, удовлетворяют ли бездомных граждан приобретенные для них проездные документы, обеспечены ли они продуктами питания на время пути следования согласно установленным нормам трехразового питания в день.
4.3.9 При контроле качества услуг по профилактике бродяжничества бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проверяют:
- все ли условия, позволяющие оптимально решать задачи по реабилитации бывших воспитанников, созданы в учреждении, в какой мере способствуют они успешному решению указанных задач, удовлетворены ли создаваемыми условиями бывшие воспитанники;
- в полной ли мере и в какой форме осуществлено содействие в решении вопросов, связанных с восстановлением родственных связей бывших воспитанников, предоставлением им временного проживания в учреждении на период реабилитации до определения их дальнейшего жизнеустройства, формированием у них устойчивой жизненной позиции, возможностью преодоления возникших трудностей собственными силами, оказанием помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков; в какой степени способствует это содействие успешному решению указанных выше проблем, устраивают ли эти услуги бывших воспитанников.
4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг
4.4.1 Качество услуг по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, проведению санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей контролируют путем проверки, насколько тщательно и квалифицированно оказывают эти услуги, все ли бездомные граждане ими охвачены, каким образом проверяют их результаты, не возникает ли при этом негативных последствий, удовлетворены ли бездомные граждане этими услугами.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>