RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 55866-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Структура процедур и методы сбора и обработки данных ССПИ и эксплуатационного мониторинга"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1938-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА ПРОЦЕДУР И МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ССПИ
И ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА

Air transport. System of management safety of aviation
activity. The structure of procedures and methods
of collecting and processing data igts and monitoring
during exploitation

ГОСТ Р 55866-2013

ОКС 03.220.50

Дата введения
1 января 2015 года

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1938-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

К показателям безопасности полетов относятся показатели, рекомендованные ИКАО в Приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации [1] и Руководстве по управлению безопасностью полетов (Doc. 9859-AN/460) [2]. Для достижения целей в сфере безопасности необходимо применять менеджмент риска, который способствует достижению целей заказчика. Менеджмент риска должен быть включен в общую систему менеджмента организации и предназначен для координации действий в области безопасности полетов и получения положительных финансовых результатов. Для этого используются соответствующие базы данных, включенные в состав систем менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД), учитывающие особенности проектирования, изготовления авиационной техники (самолеты, вертолеты, винты, двигатели и пр.), а также эксплуатацию ВС и процессы поддержания летной годности.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по менеджменту риска при производстве полетов с учетом Поправки N 101 ИКАО, а также дополняет основополагающий стандарт по системам менеджмента риска ГОСТ Р 51897-2002. "Менеджмент риска. Термины и определения".
Установленные в стандарте требования к СМБ АД расположены в систематизированном порядке, с учетом понятий в области менеджмента риска по аспектам безопасности при производстве полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ГА РФ) на основе методов выполнения требований Поправки N 101 ИКАО с учетом уровня остаточного риска и норм приемлемого риска.
При этом учтены замечания эксплуатантов авиационной техники и поставщиков обслуживания, основанные на опыте применения в ГА РФ оригиналов Руководства по управлению безопасностью полетов (Doc. 9859-AN/460) [2] и ряда русских переводов указанного документа. Использованы известные международные документы в рассматриваемой области типа Руководства ИСО 31000:2009 "Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания" [3], Руководства ИСО/МЭК 73:2009 "Управление риском. Словарь" [4] и другие [5], [6], [7], указанные в библиографии.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы построения процедур обработки информации, получаемой от средств сбора полетной информации воздушных судов, по введенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) критерию безопасности авиационной деятельности.
Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, ГОСТ 13699-80 и ГОСТ 19919-74, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автоматизированная обработка: Обработка кодовых значений параметров с целью получения их физических значений в функции времени с графическим или цифровым отображением.
3.1.2 бланк экспресс-анализа: Документ, содержащий результаты экспресс-анализа в виде номеров событий, отклонений и нарушений заданных режимов, интервалов времени, в течение которых они имели место, и опознавательных данных.
3.1.3 бортовое устройство регистрации: Изделие или совокупность изделий, входящих в состав бортового оборудования летательного аппарата и обеспечивающих измерение, преобразование и автоматическую регистрацию значений параметров
3.1.4 бортовой накопитель: Часть бортового устройства записи речи или регистрации параметров, содержащая сигналограмму
3.1.5 декодирование: Обработка информации с графическим или цифровым представлением кодовых значений параметров в относительных единицах.
3.1.6 защищенный бортовой накопитель: Бортовой накопитель, обеспечивающий сохранение сигналограммы в случае летного происшествия
3.1.7 носитель записи: Физическое тело, используемое при записи для сохранения в нем или на его поверхности сигналов информации
3.1.8 экспресс-анализ: Логическая обработка кодовых значений параметров с целью обнаружения отказов бортового оборудования и силовых установок, а также отклонений от заданных режимов полета с выводом результатов на бланк экспресс-анализа.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АП - авиационное происшествие;
АТ - авиационная техника;
БП - безопасность полетов;
ВС - воздушное судно;
ВТ - воздушный транспорт;
ГА - гражданская авиация;
ЕС - Европейский союз;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
ОрВД - организация воздушного движения;
ПИ - полетная информация;
РУБП - Руководство по управлению безопасности полетов;
РФ - Российская Федерация;
СМБ АД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности;
СУБП - система управления безопасностью полетов;
ССПИ - средства сбора полетной информации;
FDR - (flight data recorder, англ.) - самописец полетных данных;
EASA - (European Aviation Safety Agency) - Европейское агентство авиационной безопасности;

4. Общие сведения о подходах к построению процедур обработки полетной информации

4.1 Проблемы сбора и обработки ПИ рассматриваются в ГА РФ в течение уже достаточно длительного периода, но многие из них до настоящего времени не решены однозначно вследствие особой специфики эксплуатации ВС как некоторого вида транспорта, который может классифицироваться как полиэргатическая система. На первом месте в этой сфере стоят вопросы оценивания уровня БП, но с учетом современных тенденций, т.е. путем исчисления рисков. Последнее обстоятельство как в общемировой практике, так и для ГА РФ является достаточно новым и находится в стадии непрерывного совершенствования. ИКАО предложило всем эксплуатантам ВС и производителям АТ руководствоваться, согласно известным соглашениям, методическими указаниями типа циркуляров и документов, такими как РУБП [2].
Во всех этих документах научная и методическая стороны построения моделей рисков и оценки их значимости проработаны недостаточно. Особенно актуальным является проблема извлечения информации из ПИ о техническом состоянии в полете системы "ВС - экипаж - внешняя среда", что связано с недостаточностью статистики о редких и одиночных событиях типа серьезных инцидентов, аварий и катастроф.
В Приложении 19 [1] ИКАО было объявлено, что нужны инструкции и руководства по созданию СУБП, стандартов на СУБП и алгоритмов процедур наземной обработки ПИ. Процедуры позволят решать проблемы мониторинга полета ВС. Программа мониторинга ПИ в настоящее время считается обязательной для всех авиакомпаний, особенно в свете перехода систем аэронавигации "Евроконтроль" к спутниковым системам CNS ATM.
Базы документов для предлагаемого подхода (наземной) обработки ПИ составляет набор различных стандартов, который перечислен в Приложении 19 [1]. Процедуры и алгоритмы обработки ПИ вытекают из Приложении 19 [1] и включают в себя:
- упреждающий подход к управлению БП;
- правила сертификации авиакомпаний и поставщиков услуг;
- обеспечение рекомендаций по результатам анализа АП, происшедших в открытом море или в недоступных районах;
- восстановление данных о происшествиях;
- конфигурации ВС;
- перечень операций в кабине летного экипажа;
- обобщению опыта в ГА за последние годы по регулированию вопросов безопасности полетов.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!